Вот и закончилось наше путешествие по Китаю. Как изменились за это время дети? На первый взгляд, они остались прежними. Но попробуйте с ними поговорить, и они расскажут вам много того, о чём не знали ещё две недели назад.
Напомним, в этом возрасте у детей активно развиваются познавательные функции:
1. Внимание. В этом возрасте важно развивать способность концентрироваться на задаче, не отвлекаться на посторонние стимулы. Это поможет ребёнку лучше усваивать информацию и выполнять задания. Наши мастерские — в помощь! Как вы думаете, сколько требуется внимания, усидчивости, сосредоточенности, например, в мастерской бисероплетения!
2. Память. Дети в 7–8 лет начинают активно использовать разные виды памяти: кратковременную и долговременную. Развитие памяти помогает им запоминать новые слова, факты, правила и применять их в различных ситуациях. Ребята запоминали не только названия городов, что было уже непросто, но и значения иероглифов, традиции и много другое.
3. Восприятие. В этом возрасте дети учатся воспринимать информацию через разные органы чувств: зрение, слух, осязание и другие. Развитие восприятия помогает им лучше понимать окружающий мир и взаимодействовать с ним. Каждый день ребята играли в игры, которые развивают тактильность, мелкую моторику и пр.
4. Мышление. В возрасте 7–8 лет дети начинают осваивать логическое и образное мышление. Они учатся анализировать информацию, делать выводы, решать простые задачи. Это способствует их общему интеллектуальному развитию и подготовке к более сложным учебным заданиям в будущем. Наши ребята постоянно оказывались в ситуации неопределенности, в которых нужно анализировать, сомневаться, выбирать и принимать решения...
5. Речь и язык. В этом возрасте дети активно расширяют свой словарный запас, учатся грамотно выражать свои мысли и понимать речь других людей. Развитие речи и языка важно для общения, обучения и общего культурного развития. Все ситуации в лагере складывались таким образом, чтобы дети общались друг с другом, со взрослыми, гостями, персонажами событий и т. д. Причём не только на русском языке, но и на английском и китайском.
6. Воображение. В возрасте, как и в любом другом, воображение играет важную роль в творческом развитии ребёнка. Оно помогает ему придумывать истории, создавать образы, решать творческие задачи. Развитие воображения способствует общему креативному мышлению и самовыражению. Любая деятельность в лагере основана на воображении и умении видеть целое раньше частей.
7. Любознательность и исследовательский интерес. В этом возрасте детям интересно примерно всё! Дети — исследователи! Важно это поддерживать и развивать, предлагая им разнообразные познавательные активности, эксперименты и исследования. Все активности и события лагеря предполагают детский эксперимент.
Поговорите со своими детьми! Попросите их рассказать, что стало для них главным открытием смены.
Татьяна Волошко
Наступила пятница — всегда волнительный день.
Закончилось наше большое путешествие вокруг света. Мастера и подмастерья готовят площадки для презентации своих продуктов, педагог-организатор и содержательный руководитель без конца что-то распечатывают, приклеивают и прикрепляют. Вожатые только и успевают перемещаться с детьми по локациям. В программе — презентация всех мастерских и объявление команды-победителя.
Часть презентаций была организована в формате перемещения по станциям. «Весёлые картинки», «Бестиарий» и «Энергия» рассказывали и показывали свои результаты на своих локациях и стендах. Танцевальная и музыкальная мастерские представили свои продукты в спортивном зале. К ним присоединилась стихийно организовавшаяся медиамастерская. Данил Соболь проявил интерес к работе специального медиааналитика второй площадки. Он фиксировал происходящее на площадках и научился правильно снимать и монтировать видео, используя различные эффекты, а также делать коллажи, подбирая соответствующие друг другу фотографии.
Милые монстры, комиксы и картинки, феерический танец, песни из репертуара группы «Кино» и «Звери», спортивные квесты, придуманные ребятами из мастерской «Энергия» — всё это результаты деятельности наших ребят.
А после презентаций ребята узнали победителя игры — это девчонки из команды красных.
Какими же стали главные индивидуальные достижения ребят и взрослых? У каждого, безусловно, свои. Например, Катя стала больше общаться и активнее участвовать в событиях, найдя своего ближнего взрослого — вожатую Соню В., а Паша стал более ответственным, общительным, старающимся сплотить свою команду. Данил на этой смене нашёл себя в медиа и создании индивидуальных продуктов.
Личные успехи и достижения отметил и мастер музыки. Алексей считает своей победой работу в такой большой мастерской. Ведь ему удалось организовать настоящую музыкальную группу, где каждый участник играл на гитаре, а кто-то ещё и на клавиетте, и разучить две сложные песни.
Пятая смена закончилась, но многие ребята из пятой плавно перейдут в шестую. В новую историю, в новую игру и в новые мастерские.
Продолжение следует...
Татьяна Волошко
А вот теперь, действительно, всё! Пятая смена — финальная смена лета для ребят с третьей площадки, самых старших и самых самостоятельных. Для всех, кроме Саши и Вити. В понедельник они придут на вторую площадку в качестве помощников вожатых.
Как обычно, в последний день смены в первой половине дня в мастерских дорабатывались продукты, готовились локации для презентаций, проводились испытания ракет, контрольные прогоны номеров и расстановка арт-объектов.
Ребята обменивались приятными презентами друг с другом, дарили что-то на память своим любимым взрослым, создавали книгу смены, афиши и плакаты обо всех участниках «Весёлых каникул».
Презентация мастерских проходили в самих мастерских или рядом с ними, кроме, конечно же, запуска ракет. Они, к сожалению, не взлетели так, как это было на тренировочных испытаниях, но это не умаляет усилий, которые каждый из ребят вложил в работу над своим проектом. А сколько новых идей подарила ребятам выставка мастерской современного искусства "Люди и люди", и сколько хороших шуток мастерская КВН!
В этот день было много сюрпризов. Например, Коля К. впервые сыграл для нас на скрипке, и это было невероятно талантливо! А Андрей в очередной раз порадовал своими импровизациями на фортепиано. Девчонки сочинили стихи о лагере, а взрослые переделали песню «До скорой встречи» и исполнили её в конце финального концерта.
Но самое главное в этом дне — энергия тепла и любви, искренние слова и крепкие объятия! Всё это ребята и взрослые не перестали дарить друг другу в течение всей смены.
За эти годы ребята пропитались философией нашего лагеря. В этом году их уже смело можно называть амбассадорами «Весёлых каникул», которые могут не только рассказывать о выборе и ответственности, пробах и командообразовании, взаимопомощи и умении действовать в ситуации неопределённости, но и жить в соответствии с этим, потому что иначе уже никак.
Что ж, до скорой встречи! Время пролетит незаметно, и уже в июне вы вернётесь к нам повзрослевшими, ещё более красивыми, остроумными и классными!
Продолжение следует.
Татьяна Волошко
Сегодня ребята побывали в Цзыгуне – городе, где проходит фестиваль фонарей.
А ещё ходили в бассейн, который в теплый летний день особенно кстати, играли, гуляли, много общались и конечно зарабатывали медали.
Итак, город Цзыгун. Он находится на юго-западе Китая в горной провинции Сычуань, который называют родиной китайских фонарей.
Считается, что традиция проводить фестивали фонарей появилась в Цзыгуне ещё тысячу лет назад, при династии Тан. Ежегодно здесь проходит самый главный и крупный фестиваль фонарей в стране.
В городе работает более 600 заводов, где создают фонарики. Большинство светящихся конструкций изготавливают в Цзыгуне, их отправляют не только в провинции, но и в разные страны на выставки.
А ещё в Цзыгуне есть ремесленные школы и научно-исследовательский институт, где изучают секреты древнего мастерства. Также в Сычуаньском университете науки и техники открыт единственный в мире колледж, где обучают производству китайских фонарей.
***
Во второй половине дня ребята мастерили китайские фонарики в разнообразных техниках, а потом украсили ими пространство лагеря. Это получилось действительно красиво!
А завтра - закрытие смены. Смотрите наш репортаж в телеграм-канале!
Татьяна Волошко
А мы — в Японии! Что мы знаем об этой стране, кроме того, что её называют страной восходящего солнца?
Японцы называют свою страну «Ниппон» или «Нихон». И то, и другое — разночтения одного слова из двух иероглифов, обозначающих «солнце» и «корень». Их «сумма» и служит привычным названием этого островного государства — Страна восходящего солнца. Но откуда же взялось общепринятое «Япония»?! Дело в том, что мореплаватели прошлого, как правило, черпали свои знания о дальних странах, посещая Китай. В Гонконге, который служил воротами европейцев в Поднебесную, на местном диалекте иероглифы «солнце» и «корень» читаются как «ятпун», что и легло в основу европейского названия Японии.
Дети в Японии с раннего возраста учатся самостоятельности
В Японии вы легко можете увидеть ребёнка 6-7 лет, который сам едет в школу на метро или автобусе. Это нормально. Тамошние дети рано становятся независимыми, и взрослые это поощряют.
Есть даже популярное японское шоу, где малышей отправляют выполнять простые поручения (купить молока, отнести ключи), и за ними тайно следит съёмочная группа. Смотрится это очень трогательно, но и поучительно: самостоятельность — не страшно, а важно.
В стране с десятками миллионов людей почти не бывает мусора на улицах
В Японии вы вряд ли встретите урны на каждом углу. Парадокс? Да. Но в этом и весь кайф: японцы носят мусор с собой, пока не найдут нужную сортировочную станцию. Это не потому, что так удобно. Просто их с детства учат ответственности за чистоту — своего города, своего района, своей страны.
Работа в Японии — это священно. Но иногда слишком
Здесь есть даже термин «кароси», который переводится как «смерть от переработки». Да, в Японии это официальная причина смерти. Люди настолько преданы своим компаниям, что могут работать по 14 часов в день, а затем спать в офисе, чтобы не тратить время на дорогу домой.
Самое популярное блюдо в Японии — это вовсе не суши
Суши — это, скорее, блюдо на особые случаи. А вот по-настоящему народная еда — это рамен. Горячая лапша с бульоном, мясом, яйцом и овощами. У каждого региона — свой стиль, свои вкусы и секреты.
Раменные есть буквально на каждом углу, и японцы могут стоять в очереди часами, чтобы поесть в каком-то особенно известном заведении. Это целая культура. И, кстати, очень вкусная.
***
А что же происходило на нашей площадке? Финальные штрихи в мастерских и подготовка к закрытию смены, которая уже завтра. В нашем телеграм-канале вы сможете увидеть репортаж из мастерских, который сделал Данила Соболь. Он в этой смене примерил на себя статус медиааналитика второй площадки. Он научился делать коллажи, правильно снимать и монтировать видео.
А ещё вчера было снято много интервью с ребятами и мастерами.
Смотрите наш телеграм-канал!
Татьяна Волошко
Вы часто ходите в кинотеатр утром? Третья площадка, едва успев позавтракать, уже отправилась смотреть премьеру этого лета «Супермены». Своими впечатлениями о фильме они поделились в ролике, который мы разместили в нашем тг-канале.
Итак, режиссёр фильма Джеймс Ганн, автор трилогии «Стражи Галактики», «Отряда самоубийц: Миссия навылет» и сериала «Миротворец», демонстрирует, что у старейшего из супергероев еще есть порох в пороховницах. И необязательно для этого делать из него хмурого титана...
Отзывы о фильме на киноплатформах очень разные, как и впечатления наших ребят. Впрочем, это отличный повод посмотреть фильм и составить своё представление.
Вторая половина дня была практически полностью отдана мастерским, ведь завтра — закрытие смены. Ходы по карте — святое.
Кстати о мастерских. В этой смене на площадке нет медиамастерской, но дети по ней скучают и подходят к медиааналитику Татьяне, предлагая ей помощь. Получается, что не всегда нужна отдельная медиамастерская, потому что медиадеятельность может быть (и есть) нативной и само собой разумеющейся, что подтверждают детские ролики в нашем тг-канале. Потребность запечатлевать, показывать и рассказывать есть если не у всех, то у многих.
Сегодня девочки Ксюша и Вика, впрочем, как и вчера, нашли момент в своем насыщенном графике, быстренько сняли и смонтировали нам, завсегдатаям лагеря, видеопривет. Снимали тихонечко, чтобы никто не заметил, уделяя внимание деталям, которые для каждого из ребят что-то значат. Чем не медиагруппа?
А вообще предпоследний день в лагере всегда проходит мгновенно. Финальные штрихи в мастерских в сочетании с другими интересными событиями ускоряют часы и минуты... Завтра — финал!
Татьяна Волошко
В среду наши ребята всё ещё были в Нанкине, доделывая свои работы по мотивам культуры этого города.
А утро началось с путешествия в зоопарк. Ребята очень любят животных, и многие предпочитают поездки в зоопарк поездкам на море. Мы им рассказали, что Сахалинский зооботанический парк — один из самых крупных зоопарков на Дальнем Востоке России и единственный уголок живой природы в единственной области РФ на островах, находящихся в экстремально снежных и неблагоприятных климатических условиях.
После лагеря мы случайно встретили Марьяну и немного с ней прошлись и пообщались.
Таня: Марьян, что тебе больше всего понравилось сегодня?
Марьяна: Зоопарк и мастерские!
Таня: А куда ты больше любишь ездить с лагерем — на море или в зоопарк?
Марьяна: Я больше люблю зоопарк. Я вообще животных люблю больше, чем море.
Таня: А какое самое крупное животное ты видела в вашем зоопарке?
Марьяна: Мне кажется, медведя.
Таня: А что вы делаете в мастерской?
Марьяна: Шьем. Мне осталось дошить крыло и тело, а потом сшить это всё вместе. У меня будет дракон. К концу смены я обязательно успею.
Таня: А какие события ты ещё любишь?
Марьяна: Я люблю выполнять всякие задания, собирать пазлы, и мне очень нравятся квесты. А ребусы я не очень люблю. Вообще я люблю всё, что весёлое. И я очень общительная...
На этой ноте мы с Марьяной расстались. Прощаемся и с вами. Завтра мы отправимся в город китайских фонарей — Цзыгун.
Татьяна Волошко
Приветствуем всех по-корейски, потому что мы сегодня приехали в Южную Корею! 안녕하세요 (annyeonghaseyo)!
Южная Корея — это страна с богатой культурой, высокими технологиями и уникальными традициями. Весь день на площадке звучала корейская музыка и истории об этой стране.
Утром взрослые подготовили ребятам танцы с национальными корейскими играми.
Кстати, у нас есть мастера, которые родились и выросли в Корее. Вот, например, мастер танцев Марго родилась в Южной Корее и жила там до 7 лет. Она помнит игру, в которую в детстве играла во дворе. Название игры она не помнит, но знает, что она развивает меткость. На игровом поле расставляются большие вазы — так называемые сосуды, а игрокам раздаются палки, и они должны с расстояния 5-6 метров попасть в эти сосуды.
Игра пришла из далёких времён, когда бойцы тренировали свою меткость. Также в Корее любят играть в тарелки, водяные пистолеты и с детства обожают готовить. Даже пирожные дети собирают сами из ингредиентов. Что касается популярного направления K-pop, по словам Марго, это направление возвели в культ не корейцы, а европейцы, которые смотрят TikTok и корейские дорамы. А ещё в Корее культ красоты. Корейцы готовы на многое, чтобы их внешность была безупречна.
***
Наши ребята заинтересовались корейским флагом. Что же он может рассказать о стране?
Белый цвет фона символизирует чистоту, мир и корейский народ.
Тхэгык: Красный и синий круг в центре символизирует вселенские силы Инь и Ян, вечное движение и гармонию.
Триграммы: Каждая из четырех черных триграмм (трех полос) имеет свое значение, представляя разные элементы мироздания и стороны света:
🔵 Верхняя левая: небо, юг, лето, воздух.
🔵 Нижняя левая: весна, восток, солнце, огонь.
🔵 Верхняя правая: зима, север, земля, вода.
🔵 Нижняя правая: осень, запад, луна, вода.
В мастерских работы уже к завершению, ведь уже послезавтра заканчивается наша смена. А завтра — новая страна!
Оставайтесь с нами!
Татьяна Волошко
Интеллектуальные игры — хороший способ проверить не только свои знания, но и гибкость ума, скорость мышления и способность находить нестандартные решения в обыденных ситуациях. Допустим, соревнуются команды: ребята вместе отвечают на вопросы, вместе несут ответственность за поражение и вместе радуются победе. А если приходится представлять свою команду в суперигре?
В общем, у нас на третьей площадке сегодня такое было в хорошо известной игре представителям поколений X и Y, работающих у нас на площадке, «Что? Где? Когда?».
Даже если ребята не видели настоящую игру просто потому, что они принадлежат к поколению Альфа, вожатые и мастера способны их заразить всем чем угодно.
Игра появилась в сентябре 1975 года, почти 50 лет назад. И сегодня целых 2 часа разворачивались состязания 6 команд, одна из которых — команда взрослых.
Всё соответствовало классике жанра, включая музыкальное оформление и музыкальные паузы, которые заполнял наш виртуозный Андрей.
Я смотрела на Андрея, чувствуя и понимая его возбуждение, волнение, неудовлетворение и нежелание делить с кем бы то ни было инструмент, потому что сама была на его месте в школьном возрасте, пытаясь удовлетворить запросы одноклассников и друзей. А ещё я прекрасно помню, что сложные джазовые вещи обычно получаются лучше простых попсовых, не для фортепиано созданных, что доказывал и Андрей, исполняя наисложнейшие классические и джазовые композиции, перемежая их с популярными.
Было ли детям легко в игре? Однозначно нет. Всю игру — сомнения, замешательства и преодоления. Однако в финале, когда вопросы должны были придумать команды, стало понятно, что принцип игры «снят» и присвоен.
Кстати, про интеллект, чёткость, точность и инженерное мышление. Сегодня мы поговорили с мастером инженерии и ракетостроения Анастасией о том, что её привело в инженерию и ракетостроение. Читайте интервью с Настей в ближайшее время, а пока его можно посмотреть в нашем телеграм-канале.
Татьяна Волошко
Мы не раз рассказывали о том, как меняются и развиваются ребята в нашем лагере, и это действительно так. Однако перемены происходят не только с детьми, но и со взрослыми, которые с ними работают.
Многие из них вне лагеря — педагоги детского центра, но, попадая на летнюю площадку, они примеряют на себя позицию мастеров. Нет, они не перестают быть педагогами, но у них появляется возможность поделиться с ребятами своим хобби, тем, на что в их привычной профессиональной деятельности у них не всегда хватает времени. Так, педагог по физкультуре, а на площадке — воспитатель и мастер по бисероплетению мисс Каролина, рассказала, что получает огромное удовольствие от этой «другой» деятельности, менее динамичной, чем спорт, но требующей концентрации, креатива и творчества.
Во-первых, она умиротворяет, во-вторых, полезна для мелкой моторики, в-третьих, полна педагогических открытий. Оказывается, бисероплетение охотно выбирают мальчики. Более того, быстрее девочек справляются с поставленной задачей. И это действительно неожиданно. К середине этой смены ребята сделали уже разнообразных змеек, панд и т. д. Но изначально у ребят был запрос на подарки своим близким и друзьям: чокеры, браслетики, брелоки и т. д. Какое же событие стало на площадке кульминационным?
Сегодня наша площадка посетила город обезьян — Нанкин. И раз уж она в нем оказалась, вечером состоялись... обезьяньи бега. Ребята проходили полосу препятствий на время.
А ещё мальчишки и девчонки второй день получают кусочки пазлов, пока не понимая, что в итоге из них получится. (По секрету: должен получиться кубок — небольшой намёк на следующее событие).
Продолжение следует...
Татьяна Волошко
Итак, мы в Италии, и всё, что происходит на нашей площадке, — аллюзии к чему-то итальянскому - музыкальным и литературным произведениям, кухне, языку, истории и т.д. Пожалуй, самым ярким и смешным моментом дня стала наша поездка на море. Там мы делали... пиццу из ингредиентов, которые ассоциируются у нас с мастерами. Звучит немного странно, но это так.
Не многие страны смогут похвастаться, что их национальное блюдо стало достоянием всего мира. Италия славится двумя такими продуктами: это макаронные изделия и, конечно же, пицца.
История итальянской пиццы уходит корнями в глубокую древность. Однако именно Италия стала родиной классической версии пиццы, известной сегодня. Состав классической пиццы прекрасно известен нашим ребятам. Это:
* Тесто — базовая основа, может быть дрожжевой или бездрожжевой, тонкой или толстой.
* Соус — обычно используется томатный соус из свежих или консервированных помидоров, с добавлением трав и специй.
* Сыр — наиболее популярный — моцарелла, но также используют пармезан, чеддер, фету и другие сыры.
* Начинки — разнообразные: колбаса, ветчина, курица, морепродукты, овощи, грибы, оливки, зелень.
* Дополнительные ингредиенты— специи, орегано, базилик, чеснок.
У ребят пицца должна была получиться диаметром 2 метра и такой, чтобы её можно было разрезать на 8 кусков.
Вам, наверное, интересно, из чего собирали ребята свои блюда? Буквально из всего, что попало в их поле зрения. Они использовали кепки, сандалии, кроссовки, камушки, ракушки, палочки и т. д. Пиццы получились всех калибров — смотрите наш телеграм-канал.
***
Подвижные игры, поиски необычных камней, мозаичные узоры, разговоры у берега моря, итальянские песни — всё это тоже было на чудесном пляже "Анива". А те, кто любит сладкую (или хорошую) жизнь — Dolce Vita, — читали волшебную книгу Туве Янссон «Опасное лето», кидали блинчики и рисовали подводный мир…
Поездка на море получилась весёлой, интересной и по-итальянски живой. Вернувшись в лагерь, многие ребята захотели провести время спокойно (хорошо, что у нас есть Chill time), тем более во второй половине дня нас ждал бассейн и пионербол.
Завтра мы отправимся в новую страну. Какую? Узнаем об этом уже утром.
Кстати, сегодня мы знакомили в нашем телеграм-канале со всеми взрослыми, которые работают на второй площадке. И завтра обязательно продолжим.
Татьяна Волошко
Сегодня мы поговорили об этом с двумя подружками и завсегдатаями нашего лагеря — Викой и Ксюшей.
Вика призналась, что самое главное в лагере — красота в этом кажущемся на первый взгляд хаосе. Ведь он очень даже управляем. Как мы уже не раз писали, здесь не ходят строем, но соблюдают правила и каждую минуту помнят о безопасности и цели «ноль» — то есть, отсутствии происшествий.
«В лагере рождаются дружба, творчество, идеи. Это как калейдоскоп — каждый раз, когда ты смотришь, ты видишь что-то новое. Я продолжаю ходить в лагерь в лагерь «Весёлые каникулы» не потому, что мне не хватает развлечений или новых впечатлений. А потому, что мне важно оставаться частью этого калейдоскопа. Быть тем, кто помогает создавать новые узоры и находить общий язык с самыми разными людьми. Это не просто отдых, это — школа жизни, только в более ярких и запоминающихся красках. Я остаюсь в этом лагере из-за людей, потому что некоторых я знаю давно, а некоторых с прошлого года, но всё же мне приятно с ними общаться, и мне приятно видеть эти лица из года в год. И последнее: в лагере можно попробовать что-то новое, неизведанное тебе, и это очень круто, когда ты пробуешь себя в каком-то другом качестве...»
А по мнению Ксюши, лагерь развивает хорошие качества и помогает работать с «плохими», например, с жадностью и вредностью. А ещё каждый год дарит новые знакомства и возможность быть с уже давними друзьями.
«Лагерь помогает мне отыскать в себе новые способности и развлечения, провести время с пользой, а не в телефоне, развивает умение работать в команде и слышать людей. А ещё тут просто потрясающие взрослые люди — вожатые, мастера, руководители площадок, педагоги-организаторы, и отличные мастерские. Я люблю мастерскую танцев, но всегда пробую новые: в этом году попробовала фотомастерскую и мастерскую КВН. А сколько тут спорта! Теннис, плавание, подвижные утренние активности... Ну и конечно, мы каждый день ждём событие дня, потому что никогда не знаем, каким оно будет».
Что ж, а сегодня на событии дня ребята запускали самолёты, которые сделали своими руками. Читайте и смотрите наш телеграм-канал, в нём не только лётные испытания, но и море эмоций, сопутствующих им.
Татьяна Волошко
Утро в лагере после выходных началось с активностей и провокации — видеопослания с просьбой устроить праздник для панды.
Как вы думаете, почему именно панды? Да всё потому, что сегодня ребята отправляются в город Чэнду , который называют родиной панд. Кажется, не осталось цвета и формы, каких бы ребята сегодня не изобразили этого животного. Они мастерили маски в виде панд, шили, лепили, рисовали и чего только не делали.
И, конечно же, узнали много интересных фактов про панд.
1. Панды — символ Китая
Эти животные давно стали неофициальным символом Китая и активно используются в дипломатии. Китай часто передает панд в зоопарки других стран в знак дружеских отношений.
2. Панды — медведи, но особенные
Хотя большая панда относится к семейству медвежьих, она заметно отличается от своих сородичей. В отличие от бурых или полярных медведей, которые питаются мясом, панды почти полностью зависят от растительной пищи.
3. У панд есть дополнительный «палец»
На передних лапах у них есть необычное строение: помимо пяти основных пальцев, имеется шестой, напоминающий большой палец. Эта особенность помогает крепко удерживать и перехватывать бамбуковые стебли.
4. Они не спят зимой, как другие медведи
В отличие от большинства медведей, панды не впадают в спячку. Вместо этого они просто перемещаются в более теплые районы, если становится слишком холодно.
5. Они могут есть и лежа, и сидя
В отличие от большинства травоядных животных, которые жуют пищу стоя, панды могут спокойно лежать на спине и при этом продолжать есть.
6. Они любят играть
Молодые панды много времени проводят в играх — кувыркаются, скатываются с холмов, борются друг с другом. Взрослые тоже не прочь поиграть, особенно если чувствуют себя в безопасности.
На время выбора ребята могли выбрать капибарные вещи, мафию, «Учимся лепить технику», «Маски своими руками» и «Смешные истории».
На событии дня ребята, наконец, презентовали праздник панд. Нарядившись в этих зверюшек, они устроили танцевальный флешмоб, в котором победила дружба. А потом команды получили печати и исполнили общий финальный танец.
Татьяна Волошко
Сегодня мы поговорили с руководителем мастерской «Весёлые картинки» Марией Безуленко.
Татьяна: Мария, ваша мастерская называется «Весёлые картинки». Чем она отличается от комиксов и правильно ли я понимаю, что в нее вплетены какие-то истории? Прежде чем что-то нарисовать, ребята сначала что-то придумывают.
Мария: Ну да, мы решили в этой смене расширить немножко репертуар нашей мастерской, потому что ребята проявляют такой понятный современный интерес к мемам как особой такой знаковой системе. Ну и мы добавили еще шаржи и карикатуры. Они ребятам менее известны, но тоже вызывают у них интерес как такой экзотический для них язык. Истории в нашу работу вплетены естественным образом, потому что основная задача художника комикса – это рассказать историю. А средства могут быть самые минималистические, самые небольшие. И поэтому мы пытаемся помимо рисования тренировать такое свободное фантазирование, которое связано с придумыванием истории. Причем мы так делаем ее на четверых, чтобы ты не сам начинал, сам завершал, а несколько человек придумывали одну историю. Иногда получается ерунда, а иногда получается очень занятно.
Татьяна: Придумывают несколько человек и несколько отрисовывают или нет?
Мария: Мы их не все отрисовываем. Мы придумываем ради придумывания, просто чтобы ребята развивали такое сюжетное мышление. А отрисовывают они по желанию. То есть если кто-то хочет взять себе этот сюжет за основу, он берет. Но такого линейного перехода нет. У них, как правило, свои истории. Они про домашних животных, про супергероев, которые им интересны. Конечно, огромной популярностью пользуется история про компьютерные игры, которые составляют большую часть. И мне кажется, что даже если ребенок, который активно играет, эту историю своей жизни в компьютерной игре перекладывает в комикс, сопровождая его текстом, это тоже очень полезно. Это перевод на другой язык. К тому же пользы рисования как такой моторной деятельности тоже никто не отменял. То есть когда он мне рассказывает историю своей жизни в игре средствами комикса, это очень тоже хорошо.
Татьяна: В этой деятельности техническая сторона вопроса вторична, не так ли? Все-таки главное – это само придумывание, фантазирование? Рисование в данном случае – это средство, как вы уже сказали?
Мария: Да, но мы в технику, конечно, не упираемся, потому что, ну, во-первых, это и в современном комиксе совершенно не критично. Мы живем в такую эпоху, в которой… Как бы качеством рисования уже никого не удивишь, потому что есть масса инструментов создания совершенного рисунка. Но и в этом есть даже такой… У меня даже дети на мастерской проговаривают, что в этом есть особый стиль, когда ты минимальными средствами полноценно рассказал историю. В этом смысле ребята, у которых уже есть хороший графический навык, его активно используют, мы как бы это можем увидеть. А те, у кого его нет, мне кажется полезным, что они не переживают, что они не умеют рисовать, потому что для комикса это не главное. Это нарастет, если ты будешь много рисовать и много рассказывать историю. И все-таки, возможно, вы заметили какую-то тенденцию, как ваши ребята из мастерской рисуют. Возможно, они выбирают какие-то стилистически похожие приемы. Ну, типа вот модно рисовать, например, в одном цвете или там, или в каких-то определенных, или нет, или такого не прослеживается. Традиционно очень отличаются рисунки ребят, ну, это любой педагог вам скажет, которые учатся рисованию и которые не учатся. У тех, кто учится, определенные навыки уже нарощены. У тех, кто не учится, есть такая тенденция к минимализму и такой немножко агрессивной компьютерной графике. Она просто общая у детей есть, потому что они играют в соответствующие игры. Не сказать, что это прям какой-то тренд, но присутствие компьютерных игр в жизни наших детей совершенно очевидно. В том числе это отражается и на комиксах. Но на самом деле, когда дети не рисуют, у них как раз очень прикольный индивидуальный язык такой у каждого, и его как бы интересно разглядывать. У каждого немножечко свой стиль.
Татьяна: Психологи и педагоги, начиная с дошкольного и раньше возраста, не перестают говорить о значении развития воображения. Можно ли за две недели смены способствовать этому?
Мария: Мне кажется, да, возможно, но это не тот процесс, который можно запрограммировать от начала до конца. Это же не урок и не занятие. Но лагерь, мне кажется, тем и хорош, что тут есть уникальная ситуация, такое детское сообщество и детская коллаборация. И они очень многое наращивают в этой коммуникации. То есть педагог вбрасывает некоторую идею, но если он её жестко как-то будет продвигать и педалировать как учебную задачу, она не пойдёт. А тут неожиданно она у кого-то пошла, и он ее смог как-то опосредовать и передать другим детям. В этом смысле да, в лагере можно развивать и воображение, и фантазию, но не линейными и неучебными инструментами, а какими-то иными, которые мы не всегда вполне контролируем, но которые дают очень любопытные эффекты.
Татьяна Волошко
Сегодня мы поговорили с руководителем мастерской современного искусства Сергеем Цветовым.
Татьяна: Сереж, расскажи, пожалуйста, о том, что происходит в твоей мастерской? Те, кто в неё не попал, боюсь, даже не представляют этого...
Мы в мастерской знакомимся с различными формами современного искусства. И так как это безграничное поле, я выбрал самые доступные для ребенка. Мы смотрели на абстракционизм и минимализм, мы рассматривали коллажи и откуда они идут, историю коллажей, и сами это все делали. Мы рассматривали такой вид искусства, как стоп-моушн анимация. По сути, тоже оживление коллажей, но и не только. Мы погрузились в стрит-арт, это было буквально сегодня, и, кстати, на выставку тоже мы сделаем свои стрит-арт-объекты. И вообще, в целом, что такое инсталляция? Арт-объект, когда предмет, обыкновенный предмет, который ты взял со стола, и рядом положил карточку, где как-то назвал этот объект. То есть ты превращаешь этот предмет в объект искусства. Чем? Собственным мозгом, мыслью, идеей, которые ты вкладываешь в этот предмет. И тогда начинается вот эта игра со зрителем. Ты поймешь, почему линейка, которая лежит на столе и на ней написано, например, "шкала терпения", или как-то вот намекнуть, что терпение на пределе, и дальше зритель или тот, кто приходит в галерею, либо вступает с тобой в игру, либо ему неинтересно и он не готов к современному искусству. Вот если ему интересно вступить в игру и понять, почему эта линейка сейчас обретает этот смысл и почему он что-то понимает, эта загадка отгадана, но получает удовольствие. И в этом, наверное, особенность современного искусства, особенность, которая, кстати, является для многих барьером. Многие привыкли, что искусство должно быть исключительно живописью и восхищением трудом человека. Но это не всегда так. В современном искусстве, кстати, тоже много труда человека. Вот, например, показывал детям работу Ай Вэйвэя, где вообще вся площадь галереи была усыпана маленькими семечками фарфоровыми, которые сделали умельцы-китайцы собственными руками. Каждую семечку разукрасили. Но фишка в том, что все люди топчутся по этим семечкам, потому что они рассыпаны по полу, хрустят у них под ногами. Это про наше отношение к китайскому массовому производству. Нам кажется, что китайцы все подряд делают, но они делают это стараясь, создавая каждую семечку и как маленький шедевр. А мы к этому относимся как к ширпотребу и смешиваем массовое и что-то уникальное, индивидуальное.
Татьяна: Философия современного искусства непонятна зачастую не то чтобы детям, но и взрослым. Были ли такие случаи, когда ребята не находили себя в твоей мастерской?
Сергей: Да! Хорошо, что у нас есть демо-занятие — вертушка в самом начале смены, где я показываю две базовые основы, чтобы остались только те, кому это уже интересно. Но из тех, кому это интересно, тут возникает такая штука. Ребенок думает: «Я делаю шаг навстречу современному искусству, навстречу пониманию, что искусство может быть не только условно живописью, но вдруг понимаю, что мне это все еще не нравится, меня это не восхищает».
Задача педагога — попробовать найти хотя бы одну форму из всех, которые есть, чтобы ребёнок остался. Такую форму найти можно: арт-объект, стрит-арт, «Калаш» или какой-то минимализм. Можно найти компромисс. Но надо сказать, что ребята, которым это вообще непонятно, не приходят в эту мастерскую, потому что преодолеть этот барьер, выйти из зоны комфорта и сказать себе, что вентилятор тоже может быть искусством, это достаточно сложно.
Татьяна: Можешь назвать главные эффекты развития твоей мастерской?
Сергей: Первое — развитие креативности. Вот даже сегодня, когда мы ходили по улице и искали какие-то объекты, которые можно чем-то дополнить, и получится стрит-арт, дети говорили, что им не хватает фантазии и креативности. Второе — это умение увидеть в привычном непривычное или в обычном необычное. Несомненно, это, наверное, самый главный эффект, который мы здесь разрабатываем. Остальные эффекты будут по рангу ниже. Например, ответственность и желание довести дело до конца. Я часто говорю детям, что я — их помощник. Дайте мне задание, я схожу, достану, распечатаю, принесу. Но вы мной управляете, а не я вами. И, наверное, концептуальность, умение соединять вещи вместе. Не знаю, как это называется, наверное, концептуальное мышление. То есть умение видеть связи, параллели и сочетать несочетаемое.
Татьяна: Последний вопрос. Я сегодня разговаривала с девчонками из твоей мастерской. Они сказали, что очень любят твои презентации в начале ваших встреч. Почему, как ты думаешь? Вроде это такой немного даже школьный формат: сидеть, смотреть и слушать?..
Я думаю, что ребята, которые подобрались в этом году, открыты к восприятию современного искусства, у них нет барьера, и они как раз наоборот хотят быть удивленными. А моя задача их удивить. Основное искусство строится на удивлении и на игре с восприятием. Поэтому я подбираю максимально необычные референсы или не самые заезженные. Хотя, конечно, приходится периодически обращаться и к черному квадрату, потому что сто лет прошло, а люди все еще спрашивают, что это такое и почему это искусство. Моя задача просто выстроить свою презентацию так, чтобы, во-первых, была динамика, во-вторых, сами объекты были необычными. С детьми никто про это не говорит. Возможно, это вообще впервые в их жизни, когда им рассказывают про такие вещи, как перформансы Марины Абрамович, хотя для интеллигенции, для взрослых людей это уже прошлый век. Этим перформансам по 60 лет, и уже моветон их повторять или серьёзно обсуждать. Однако в детской среде никто про это не говорит. И вот если взять и рассказать им о том, как здорово она придумала, может быть, их это вдохновит на какую-то свою придумку и креативную идею.
Татьяна Волошко
В возрасте семи-восьми лет, а в среднем примерно столько лет участникам первой площадки, дети активно развиваются физически, интеллектуально и социально. Для такого гармоничного развития важно сочетать разные виды деятельности, что и стараются делать взрослые, которые работают в лагере «Весёлые каникулы».
Подвижные игры помогают детям развиваться физически, укрепляют здоровье и способствуют формированию ловкости и координации движений. Они также учат детей работать в команде, договариваться и соблюдать правила, что важно для социализации.
Интеллектуальные игры - головоломки, настольные игры, пазлы и пр. - способствуют развитию мышления, логики и памяти, помогают ребёнку учиться решать задачи, анализировать информацию и делать выводы. Это важные навыки, которые пригодятся ему в учёбе и жизни.
А ручной труд, например, рисование, лепка, шитьё, аппликация, бисероплетение, оригами, помогает развивать мелкую моторику, координацию рук и глаз, а также творческие способности и, конечно, способствуют самовыражению и помогают ребёнку научиться концентрироваться на задаче.
Вместе с тем очень важно общение со взрослыми, которым доверяешь! Их поддержка, советы и дружеское участие часто нужны детям в течение дня. Общение с «ближним взрослым» помогает ребёнку учиться взаимодействовать с другими людьми, понимать их эмоции, строить отношения и верить в себя.
Вот это сочетание подвижных игр, интеллектуальных игр, ручного труда и общения со сверстниками и взрослыми составляет то, что мы называем «комфортное пребывание», детское счастье, доверие к месту, в которое хочется возвращаться!
***
Тем временем в пятницу в мастерской «Капибарные вещи» ребята своими руками мастерили зонтики для капибар. В других мастерских рисовали пандочек и работали в технике оригами. А ещё ребята, кажется, уже совсем освоили приёмы работы с тканью, у них получились аккуратные и красивые аппликации. А Костя даже захотел сделать пекинский аэропорт.
Событие дня было посвящено празднику водного дракона. Дракон предложил ребятам устроить водную баталию, в которой девочки сражались против мальчиков. Победителей выбирало независимое жюри в лице Мисс Каролины, но нам кажется, что в таком весёлом и радостном событии проигравших просто не может быть. Радость, смех и удовольствие — главный результат таких удивительных летних дней!
Татьяна Волошко
Конец первой недели прошёл под эгидой энергичных бразильских танцев.
Бразилию часто называют «страной танца», и это не случайно. Бразильская культура богата танцевальными традициями, самые известные из которых самба и капоэйра. С него-то и начался наш день!
Капоэйра — это афро-бразильское боевое искусство, сочетающее элементы акробатики и танцев. Название произошло от португальского «capoeira». В истории Бразилии capoeira зародилась как национальное единоборство, помогающее выживать в условиях рабства. Современная капоэйра представляет собой энергичный танец, участники которого имитируют боевые приемы. Утром ребята попробовали его станцевать под руководством мастера по танцам Маргариты.
Между яркими событиями дня — работа в мастерских. Кропотливый труд не выглядит столь эффектно, как презентация, и тем не менее это очень важный процесс, в который погружаются ребята. (Смотрите наш телеграм-канал.)
Некоторые важные вещи в нашем лагере случаются не на каких-то специальных событиях, а, например, в моменты отдыха — Chill time. Так, сегодня ребята, отдыхая на лужайке под деревом, обнаружили на асфальте едва живых бабочек и мотыльков и решили им помочь. Они тонкими травинками аккуратно переместили их в стаканчики и перенесли в траву. Две из них почти сразу взлетели, а третьей понадобилось чуть больше времени.
Chill time или «Юные натуралисты»? Предлагаем совмещать!
***
В этом году у нас появилась ещё одна добрая традиция: к нам проходят ребята с третьей площадки, чтобы вместе поиграть, пообщаться и, если необходимо, помочь.
Это создаёт особую атмосферу в отрядах, ведь старшие становятся наставниками для младших, делятся с ними своими знаниями и опытом. Это не только развивает младших, но и помогает старшим ребятам проявить свои лидерские качества и научиться заботиться о других.
Кстати, в одной из повести Владислава Крапивина «Оруженосец Кашка», главный герой которой шестиклассник Володя, старшие и младшие дети тоже объединились. Вожатые организовали настоящий рыцарский турнир по стрельбе из лука. Старшим ребятам дали в помощники младших оруженосцев. В паре с Володей оказался застенчивый восьмилетний Кашка.
Центром повествования становится братство «рыцаря фиолетовых стрел» тринадцатилетнего Володи с восьмилетним «оруженосцем» Кашкой. Герои совместно проходят немало испытаний. Пионер выясняет подробности жизни Кашки и постепенно становится для него и другом, и старшим братом. Хороший повод прочитать эту повесть, если вы ещё этого не сделали.
Татьяна Волошко.
В этом году мы заметили интересную тенденцию: в любую свободную секунду наши ребята навещают детей со второй площадки: играют с ними в «Мафию», помогают или просто общаются. Важно сказать, что они сами проявили эту инициативу, как будто бы почувствовали, что взаимодействие старших и младших развивает лидерские качества и формирует чувства ответственности и взаимопомощи. Старшие учатся быть наставниками, а младшие — доверять и обращаться за помощью.
В целом всё это способствует созданию теплой и дружественной атмосферы во всём лагере, где каждый чувствует себя нужным и важным. Можно сказать, что это своеобразная репетиция следующего лета, ведь многие придут в наш лагерь в качестве помощников вожатых или вожатых. А там и до мастеров недалеко!..
Я поговорила с одной из наставниц — Ирой Леоновой. Вот что она рассказала.
Таня: Ира, это правда, что общение с ребятами со второй площадки вы называете волонтёрством?
Ира: Да, но я люблю называть это добровольностью.
Таня: Добровольностью? Интересно. Можно ли сказать, что это уже такая подготовка к позиции вожатой?
Ира: Да, потому что я в следующем году очень хочу быть хотя бы помощником вожатого. А вообще со второй площадкой весело и интересно.
Таня: А у вас получается быть с ребятами второй площадки только во время выбора или вы находите минуты, чтобы сбегать к ним и в другие режимные моменты?
Ира: Ну да, вот на стыках, когда у нас обед и потом события, вот бывает несколько, пять минут или десять, я прихожу и смотрю, чем занимается вторая площадка.
Таня: Чем тебя это зацепило?
Ира: Ну, там работают мои друзья и сами дети смешные.
Таня: А ты вспоминаешь себя в возрасте детей, с которыми ты общаешься?
Ира: Я не помню себя. У меня, скорее, просто эмоции, у меня нет конкретных воспоминаний. Таня: Ты уже очень много лет ходишь в лагерь «Весёлые каникулы». Когда тебе исполнится 17, ты уже сможешь быть вожатой, а потом и мастером...
Ира: Да, я хочу быть и вожатой, и мастером.
Таня: А если бы ты вела мастерскую, то как бы она называлась?
Ира: Ну, вообще я хочу пойти по стопам Марины и тоже сделать «Архитектуру и дизайн». Но мне кажется, Марина будет ещё долго вести эту мастерскую. Ещё я люблю комиксы, его тоже можно было устроить.
Таня: Ну, а почему бы не сделать две мастерские «Архитектуры и дизайна»? Эта мастерская всегда востребована, да, там много людей.
Ира: Да, каждый год там очень много детей, поэтому я обязательно подумаю над этим.
***
Вечером на третьей площадке был долгожданный КВН. После разминки, этапа «Правда или ложь?» и громкого диалога ребята под руководством наставников — мастеров и вожатых — сочиняли и обыгрывали миниатюры.
На подготовку у них было всего 30 минут! Французский учёный и философ Блез Паскаль говорил: «У меня было слишком мало времени, чтобы написать короткое письмо».
Он имел в виду, что написание краткого и ясного текста требует больше усилий и времени, чем написание длинного и развернутого. А в нашем случае текст (миниатюра) должна к тому же получиться остроумной и смешной!
Непростая задачка, но ребята с ней справились. Разница в баллах, безусловно, была, но можно сказать одно: в каком-то моменте события каждая команда смогла себя отлично проявить!
Продолжение следует...
Татьяна Волошко
Утро на первой выдалось жарким, активным и насыщенным. Челлендж со стаканами, пинг-понг с водой, перетягивание каната, танцы, джеги чаги — как хочется попробовать всё и сразу!
И утром же у ребят случился новый интересный опыт: они собирали шведский стол. Да-да, самый настоящий шведский стол. Кстати, а вы знаете, почему он так называется? Дело в том, что традиция организовывать шведский стол (тогда, конечно, название было иным) появилась именно в Скандинавии несколько столетий назад. Местные жители делали множество заготовок из разнообразных продуктов. В случае приезда гостей на стол выставляли всё самое вкусное: копченое мясо, вяленую и соленую рыбу и другие дары страны.
В мастерских почти у всех ребят работа над продуктом в китайской стилистике шла к завершению. Многие уже доделали тарелочки, змейки, веера и другие предметы в китайской стилистике и рассказали об этом настоящему журналисту из Москвы (смотрите видео в телеграм-канале).
На вечернем событии было весело, зрелищно и шумно! Ведь чуть раньше они получили письмо-провокацию: выяснить, чей дракон окажется быстрее. Но прежде нужно было этих драконов сделать. Каждой команде своего!
В течение дня ребята работали над их созданием и представили совершенно феерических драконов на вечернем событии. В результате голосования был выбран лучший, и его авторы получили заслуженные печати.
Вечером ребята получили новую провокацию: завтра состоится праздник водного дракона, и он приглашает всех на водную битву...
Продолжение следует...
Татьяна Волошко
Сегодня утром мы отчалили из Индии в Бразилию. Это ещё одна удивительная страна, о которой нам предстоит узнать много интересного. А начать можно хотя бы с этих фактов. Бразилия — пятая по величине страна мира. Уступает она только России, Канаде, Китаю и США. Это единственная португалоязычная страна в Южной Америке. Около 60% площади крупнейшего тропического леса Земли находится в Бразилии. Амазония играет ключевую роль в выработке кислорода и поддержании климатического баланса. Ежегодно миллионы туристов приезжают в Рио-де-Жанейро, чтобы увидеть красочное шествие, ставшее символом бразильской культуры. Бразилия — единственная страна, которая выигрывала чемпионат мира по футболу пять раз, а её игроки считаются одними из лучших в истории. Пляж Кассину протяжённостью более 200 км — самый длинный непрерывный пляж на планете. Неплохо, правда?
После завтрака ребята отправились на море, чтобы поиграть в морской бой и получить удовольствие от всех радостей, которые таит в себе пляж Анивы.
А нам сегодня хочется немного поговорить о взрослых, которые работают с детьми в нашем лагере. Так же как и дети, многие вожатые и мастера знакомятся друг с другом в начале смены, какое-то время адаптируются, пытаются почувствовать своё место в команде и, конечно, запомнить детей по именам.
Всех взрослых на площадке объединяет творческое начало, хорошо развитое воображение, эрудиция, умение действовать в ситуации неопределённости и тот самый «ребёнок», которого они сумели в себе сохранить. Ведь чтобы придумывать интересные активности и события, нужно уметь смотреть на мир глазами детей.
Главный вопрос, который стоит перед взрослыми: а будет ли интересно ребятам?
Каждый их день заканчивается рефлексией и планированием дня следующего. Содержательный руководитель, педагог-организатор, вожатые и мастера анализируют, делятся наблюдениями, генерируют идеи и пытаются сложить их в единый узор.
Чтобы случилось утреннее удивление и все события дня выстроились в логическую цепочку, порой приходится изрядно поломать голову и всегда иметь в виду, что даже при идеальном раскладе всё может пойти не по плану, потому что развитие сюжета всегда зависит от детей.
А ещё вожатые и мастера сами получают невероятное удовольствие от этой лагерной жизни. Общение продолжается и по окончании рабочего дня, потому что в какой-то момент их начинает объединять что-то очень большое и важное! Сложно подобрать точные слова, но кажется, это огромный интерес ко всему происходящему, к детям и, конечно, друг к другу. Это любовь!
Татьяна Волошко
Сегодня выдался поистине жаркий день, и распорядок дня как будто бы хотелось перевернуть вверх ногами. Сначала сыграть в игру «Выйти сухим (зачёркнуто) мокрым из воды», а потом уже всё остальное. Меж тем ходы по карте были сделаны, шлюпка выиграна, неограниченное количество стрелок использовано. А в мастерских полным ходом шла работа.
А знаете, чем хороши наши мастерские, кроме ремесла, которым в них овладевают наши ребята? Дополнительными эффектами! Так, в мастерской КВН можно не только испытывать на себе все тонкости, сложности и прелести этой игры, но и узнавать, например, о манипуляциях «жёлтых» журналистов...
А в мастерской «Галерея современного искусства» ребята сегодня впервые в жизни создавали коллажные мультфильмы с помощью техники «stop motion». Обязательно насладитесь результатом их работ в нашем телеграм-канале.
В мастерской ракетостроения шли важные подготовительные работы, и уже завтра мы сможем заглянуть к ребятам и увидеть всё своими глазами.
А ещё в нашем лагере у вас могут взять интервью. Так, Татьяна, журналист из Москвы, поговорила о лагерной жизни с Василием и Антоном.
Таня: Как настроение, ребят, как смена?
Вася: Смена отличная!
Антон: Согласен!
Таня: Что думаете про игру?
Вася: Игра прикольная, но мне кажется, чуть не докрутили, или я сам недостаточно вник.
Антон: Мне нравится игра, но, конечно, очень трудно договариваться с другими командами, хотя в этом и идея!
Таня: Какие выбрали мастерские и каких не хватает?
Антон: В этом году я хожу на КВН, хотя не могу сказать, что это моё-моё. На ракетостроение я ходил в прошлом. В принципе, я всем доволен, но мне бы хотелось что-нибудь поделать руками, может быть, в мастерской по резьбе по дереву или в гончарке, или что-нибудь делать из проволоки... А в мастерскую «Искусство» я не пошел, потому что не понимаю современное искусство. Как по мне, можно нарисовать каракули или приклеить банан к стене, и это будет стоить сто миллионов…
Таня: Ну, это же не значит, что в мастерской «Искусство» приклеивают бананы к стене...
Антон: Ну да...
Вася: А можно передать привет мистеру Джорджу?
Таня: Передавай, конечно!
Вася: Hello, Mr. George, how are you doing?
Таня: Мистер Джордж сейчас в отпуске, но мы ему обязательно передадим привет от тебя.
Ребят, а вам понравилась игра «100 к 1»?
Вася: Шикарная!
Антон: Согласен, несмотря на то, что мы заняли последнее место.
Таня: Легко было?
Вася: Достаточно легко. Мы опросили все команды, вопросы показались довольно интересными. В конце, когда шел подсчет баллов, было прикольно угадывать, какие ответы чаще звучали и занимали 1, 2 и 3 место.
Антон: Мне понравилось задавать вопросы, а в самой викторине, мне кажется, всё решает интуиция.
Таня: А какого великого ученого вы назвали?
Антон: Николу Теслу.
Таня: А какое изобретение?
Вася: Изобретение колеса.
Таня: А я из-за вчерашней жары назвала холодильник...
Антон (улыбаясь): Да, логично!
Таня: Ну, спасибо, ребят! Идите в свою мастерскую. *** Когда, наконец, настало время вечернего события — игры «Выйти сухим из воды», радости детей и взрослых не было предела. И это тот случай, когда проиграть было приятно! Ведь в этом случае на игрока ниспадала чистая освежающая вода...
Продолжение следует...
Татьяна Волошко
Вчера мы уже перекинули мостик к сегодняшнему дню. По плану — поездка на море и запуск бумажных змеев.
После утренних активностей и завтрака ребята в строго назначенное время ждали свой автобус. Главный атрибут в руках у каждого — бумажный змей.
По дороге на пляж девчонки гадали: это сопки виднеются или уже море? А если море, где же тогда корабль? А мальчишки спорили о том, галька на пляже или песок...
«Ну когда же, когда мы уже приедем?» — едва сдерживали терпение дети.
«Ребята, смотрите скорее налево. Что видите?» — вопрос Евгении вселял надежду, что мы на финишной прямой.
Наконец оказавшись на море, ребята первым делом принялись запускать своих змеев, и у многих это получилось.
А еще хотелось помочить ножки в воде, поискать ракушки и камушки (а заодно тину и медузу), посидеть на берегу на пледиках, попозировать фотографу и, конечно, построить сказочный замок, чтобы заработать красный жетон. Всё успели! И проголодаться тоже!
И всё же о замках.
Разойдясь по своим отрядам, ребята принялись разрабатывать макеты. Впрочем, ограничение во времени не позволяло делать это особо долго, поэтому было принято решение разделить обязанности: одни делают ограждение, вторые ищут материал, третьи строят замок.
Результаты получились очень разными. У одного отряда целых три замка, но нет ограды и дверей, у второго — один замок с чудесным выходом, но тоже нет ограды, у третьей получился не просто замок, но и целая водопроводная система вокруг него. Во-первых, это является и сообразным ограждением, во-вторых, обеспечивает город водой. Кто же победил?... Все отряды справились со своим заданием и получили печати. Но первый и второй отряды выполняли задания самостоятельно, поэтому получили ещё одну печать в копилку.
Возвращение в лагерь для многих ребят стало своеобразным тихим часом. Так приятно подремать после активных игр на море в прохладном автобусе.
После обеда ребята продолжили работу по созданию атрибутов на китайскую тематику. В мастерской «Лоскутная аппликация» уже закончили делать фонарики и начали делать веера, а в мастерской бисероплетения некоторые ребята уже доплели змейку...
Однако главный результат этого дня, пожалуй, в том, что происходит не только в мастерских и в общении со взрослыми, а в том, о чём дети говорят друг с другом и что делают в свободное время. А в разговорах они продолжают размышлять на темы, затронутые в общении со взрослыми, и даже на песке рисуют иероглифы... А ещё они воспитаны и деликатны. И это не может не радовать!
Продолжение следует...
Татьяна Волошко
Наше путешествие по Индии продолжается. Пока ребята собирались в лагере, мы вспомнили восемь занятных фактов про Индию.
1. По количеству созданных за год фильмов Индия считается третьим государством мира. Любите индийское кино?
2. В Индии коровы считаются священными животными. Они защищены особым набором правил в Конституции. А в индийском штате Гуджарат человеку, решившему на убийство коровы, грозит пожизненное заключение.
3. Новый год в Индии отмечают трижды: дата зависит от лунного календаря и региона.
4. Индии принадлежит третье место в мире по количеству военнослужащих в армии. По этому показателю страну опережают лишь США и Китай.
5. В стране самое большое количество вегетарианцев. От 15% до 30% жителей государства придерживаются строгой диеты.
6. В Индии нет разделения по часовым поясам. Вся страна живет по одному времени.
7. Индия – родина шахмат. Эта игра появилась здесь в V-VI столетиях.
8. Холли – весенний праздник красок, когда люди обсыпают друг друга цветными порошками и устраивают массовые гуляния.
Итак, что же можно делать утром в нашем лагере? Неспешно общаться? Пожалуй! Заниматься физкультурой? Отличная идея! А что еще? Ну конечно, рисовать ранголи! Вы же не забыли, что мы путешествуем по Индии?!
Ранголи (или альпона) — нанесение орнамента на внешние стены дома — особенно вокруг входной двери — и на тщательно расчищенную и утрамбованную площадку перед входом в дом. Слово «ранголи» происходит от санскритского слова «рангавалли», что означает ряды цветов. Искусство ранголи подчёркивает послание Дивали о свете сквозь тьму.
Сегодняшний день по праву можно назвать одним из самых спортивных в этой смене. И к этому мы ещё вернёмся. Ведь главному спортивному событию предшествовали мастерские и деятельность по выбору.
В мастерских ребята отлично поработали, но сегодня мы им не стали мешать своим присутствием. А время выбора — этот тот момент, когда нужно особенно прислушаться к себе и понять, чем бы хотелось заняться именно сегодня. (Обязательно смотрите наш фотоотчет).
Событие дня – sport of Asia.
Сегодня мистер Ник принёс на площадку три национальные индийские игры. Ребята попробовали в них сыграть, и в этом состязании победила команда красных. Вместе с кубком победители получили ключ от сундука. Открыв его, они обнаружили шифр. Из него стало известно название следующей страны нашего путешествия – это Бразилия, и очередность ходов команд по карте.
Между прочим, в Индии наиболее популярные виды спорта – крикет, футбол, хоккей на траве, теннис, гольф, шахматы и кабадди. Крикет считается самым любимым видом спорта в Индии и неотъемлемой частью культуры страны. За ним следуют кабадди, футбол, бадминтон и хоккей.
А ещё у нас сегодня был очень необычный финал. Всё дело в рефлексии: она была общей. Завтра мы попросим ребят поделиться впечатлениями.
И до встречи в Бразилии!
Татьяна Волошко
Пожалуй, главным событием этого дня стала игра «Сто к одному», которая длилась целых два часа. И это того стоило!
В каждом лагере есть ребята — эдакие «лакмусовые бумажки», по которым можно определять степень совершенства игры. Так вот, в эту игру включились и были активны даже самые скептически настроенные парни и девчонки.
Искать ответы приходилось на очень разные и даже внезапные вопросы:
Где вы проводите выходные?
Сколько часов проводите в телефоне?
Чего вы боитесь?
Какая ваша любимая порода собаки?
Ваша любимая активность в лагере?
Какой жанр кино предпочитаете?...
И многие другие.
Обо всем это спрашивали и взрослых. На вопрос «Кого вы боитесь?» автор этого текста ответила: глупых людей! Породив этим ответом новый вопрос: а чем они опасны?
А как бы вы ответили на такой вопрос: «Кому из родственников вы бы с большей вероятностью доверили тайну/секрет?» Ведь на вопросы про родственников отвечать всегда сложно. Сначала хочется сказать: «У меня нет секретов от семьи...» И тем не менее...
В общем, ответы рождают новые вопросы... И, видимо, это тот самый образовательный эффект. Все мы, и взрослые, и дети, уже можем дискутировать друг с другом, теряя счет времени, оттого планировать становится всё сложнее, как и рефлексировать.
И этой игре победила команда «Энтузиасты», но на самом деле это общая победа взрослых и детей.
Ребята, если бы вы знали, как мы радуемся, когда случается чудо! Когда придуманный нами формат находит в ваших сердцах отклик! Когда интересно и вам, и нам!
В мастерских сегодня тоже было насыщенно и интересно, но, кажется, в третий день смены беспокоить ребят не очень корректно, потому что процесс пошёл. Не будем мешать.
А завтра мы расскажем вам об одной экспериментальной идее... Догадываетесь, о чём речь?
Татьяна Волошко
Ранним утром на первой площадке уже было многолюдно. Кто-то строил китайский город, кто-то писал иероглифы мелом на асфальте, а кто-то предпочел подвижные игры, чтобы окончательно проснуться. И всё это под медитативные китайские мелодии. По плану — поездка в Шанхай, изготовления в мастерских китайской атрибутики и, конечно же, много игр, общения и даже сотрудничества. Шанхай — крупнейший город в Китае по численности населения, превышающей 24 миллиона человек. Это не только финансовый центр страны, но и символ её экономического роста и международного сотрудничества. Мир сам по себе удивительный. И удивительное — рядом. Так, на нашей площадке можно построить настоящий китайский дом из обыкновенных карандашей, перелить воду по бумажке, поиграть в монетку, китайские палочки и даже мафию, и всему этому удивиться, потому что всегда случается что-то новое и необычное. Вишенкой на торте стала игра «Сокровище императора». Там ребята получили первое серьёзное задание: сделать воздушного змея.
Ведь Китай считается родиной воздушных змеев. Изначально воздушных змеев использовали в военных целях. Например, в эпохи Сун и Мин к змеям прикрепляли порох, переправляли его во вражеский лагерь по воздуху и взрывали. В начале эпохи Тан воздушные змеи стали выполнять роль игрушек. В периоды правления династий Мин и Цин создание и запускание воздушных змеев стало формой искусства.
Китайские воздушные змеи бывают разных форм и размеров. На них могут изображаться драконы, птицы, рыба и другие животные, а также мифологические существа.
Традиционно воздушных змеев изготавливают из бамбуковых рамок и бумаги или шёлка. Каждый змей часто является произведением искусства, расписанным яркими красками и украшенным различными узорами. В мастерских тоже кипела работа по изготовлению китайской атрибутики. У мастерской «Лоскутная аппликация» даже появилось новое название — «Самурайские лоскуты». Его придумал Рома. А Костя предложил показать в качестве итоговой презентации в конце смены древний и современный Китай. Интересно, правда?
А на финальном событии ребята представили своих воздушных змеев. А запускать они будут их уже завтра утром на морском пляже. Продолжение следует.
Татьяна Волошко
Индия, намасте!
Сегодня на второй площадке с самого утра звучит индийская музыка, а мастера и вожатые облачены в индийские туники и сари. Всё это потому, что мы отправляемся в двухдневное путешествие в Индию!
Несколько справочных данных об этой стране. Индия занимает седьмое место в мире по площади и находится в Южной Азии. На суше граничит с Пакистаном, Китаем, Непалом, Бутаном, Бангладеш и Мьянмой. Омывается Индийским океаном, Бенгальским заливом и Аравийским морем. Столица Индии – Нью-Дели.
В Индии наблюдается несколько типов климата: влажный тропический, сухой тропический, субтропический муссонный и высокогорный. Эта страна – вторая по численности населения страна в мире, и большинство населения Индии — индуисты.
В Индии говорят на разных языках, включая хинди и английский. Обо всём об этом ребята узнавали в процессе путешествия, попутно выстраивая на карте путь из Южно-Сахалинска до Нью-Дели.
По словам Ольги Устюговой, содержательного руководителя второй площадки, сегодня создалась ситуация, которая помогала ребятам почувствовать культурный код, отражающий Индию. Основной контингент ребят включился сразу, но на разных видах деятельности: кому-то нравится что-то двигательное, кому-то музыкальное, кому-то логическое, а кто-то предпочитает выполнять задания от представителя этой страны мистера Ника. Ребята в игровой форме погрузились в особенности новой страны и пытались разобраться в том, что она привнесла в мировую культуру. А привнесла она немало!
Вы наверняка смотрели индийское кино. Принято считать, что индийское кино — это что-то не от мира сего: герои странно танцуют, много плачут, плохо дерутся и похищают невест. Вера в стереотип, помноженная на диктатуру голливудского кино, привела к тому, что один из старейших кинематографов остался для нас затерянным миром.
Конечно, были в индийском кино и похищенные невесты, и плохие драки. Но это лишь капля в океане. Что до танца, то в мультиязычной Индии язык тела не менее важен, чем устная речь. И если европейское кино — это говорящие головы, то разноплановые индийские актёры говорят с экрана всем телом и могут через танец передавать сообщения, чувства и идеи, которые нельзя выразить словами. И, кстати, о танцах. Событием дня стал фестиваль индийской культуры «Дивали». Дивали — это главный индийский и индуистский праздник, а фестиваль Дивали — наиболее значимый в индуизме и близких к нему по духовному содержанию сикхизме и джайнизме.
Мистер Ник поставил перед ребятами непростую задачу: разучить всего за полчаса фрагмент индийского танца. Команды получили индивидуальное видео с танцем и отправились репетировать. В нашем телеграм-канале можно увидеть, что у них получилось (спойлер: это было что-то невероятное!). И продолжение следует...
Татьяна Волошко
День сегодня выдался солнечным и жарким, но это не повод отказываться от утренних спортивных активностей. Тем более, сегодня ребятам предстояло провести пару часов в статичном положении, сидя в автобусе, потому что мы едем на море. Всё было быстро и динамично. Сразу после хода по карте и завтрака — в путь! А на морском побережье — испытания от Виктории Вадимовны, Леры и мастера Сергея.
«Очистка воды из источника самодельным фильтром»
Ребята нашли грязную воду с примесью, совершенно непригодную для питья. Им предстояло создать эффективный фильтр из природных материалов, имеющихся на острове, используя свою изобретательность и понимание принципов фильтрации, чтобы сделать воду безопасной для употребления экипажем.
Используя метод многоступенчатого фильтрования, ребята должны были пропустить воду последовательно через слои песка и гравия. Затем дополнительно очистить её тканью или листьями специальных растений, обладающих антисептическими свойствами.
А следующая задачка была не менее сложной.
«Создание водопровода между резервуарами команд и кораблем»
Очищенную воду необходимо было доставить на борт судна. Задача — сконструировать трубопровод, позволяющий эффективно транспортировать воду от резервуаров каждой команды к общему корабельному резервуару. Этот процесс потребовал точности расчетов, понимания гидродинамических процессов и инженерного мастерства. Ребята отлично справились с заданием, хотя, надо признать, им было нелегко. А ещё успели сделать море селфи, сфотографировать нереальной красоты ракушки, помочить ножки в теплом море, побегать и надышаться полезным йодом. По возвращению в лагерь ребят ждал вкусный обед, работа в мастерских, занятия на выбор и задание, которое ляжет в основу события в четверг. Ребята получили письмо, которое гласило: «Решите проблему аномальной жары!» Что ж, до четверга ещё есть время, чтобы собраться командами и продумать эффективные способы и методы. Предметные знания и энциклопедии ребятам в помощь!.. Между прочим, физика помогает не только понять, почему в жару происходят те или иные явления, но и применить знания для охлаждения, комфортного самочувствия и защиты техники.
Продолжение следует...
Татьяна Волошко
Китайская музыка, китайские иероглифы, чайная церемония и, конечно, подвижные игры — так начался этот летний тёплый день в лагере «Весёлые каникулы».
Наши ребята ещё до начала новой смены получили приглашения на игру «Сокровища императора» и даже уже поделились на отряды жёлтых, красных и зелёных.
Вы уже догадались, какой стране будет посвящена эта смена? Верно! Китаю. Участникам смены предстоит посетить 9 городов Китая. Кстати, в название этого текста известная вынесена китайская пословица.
Давайте вспомним несколько фактов об этой удивительной стране:
1. Изобретение бумаги
Бумага была изобретена в Китае в 105 году н. э. придворным чиновником Цай Лунем. Раньше для письма использовали шелк, бамбук или дерево, но они были дорогими и неудобными. Цай Лунь смешал шелковичные коконы, кору деревьев и старую ткань, чтобы получить материал, который стал прототипом бумаги.
Благодаря изобретению бумаги Китай стал центром культурного развития, и именно через шелковый путь бумага попала в арабский мир, а затем в Европу.
2. Чай как национальный символ
Чай появился в Китае около 2737 года до н. э., согласно легенде о китайском императоре Шэньнуне. По легенде, император случайно обнаружил чай, когда листья дикого чайного куста упали в кипящую воду. Напиток стал частью повседневной жизни китайцев и основой чайной церемонии.
3. Великая китайская стена — не одна структура
Великая китайская стена — это не единая стена, а сеть укреплений, построенных в разные периоды китайской истории.
Основное строительство началось в эпоху Цинь Шихуанди (221–206 гг. до н. э.) для защиты от северных кочевников, но большая часть сохранившихся стен была построена во времена династии Мин (1368–1644 гг.).
Забавный дополнительный факт: если сложить все участки, длина стен составляет более 21 000 километров, включая не только стены, но и рвы, сторожевые башни и бастионы.
Сегодня ребята определились с выбором мастерской. Их в этой смене пять:
• бисероплетение
• шитье
• лоскутная аппликация
• керамика
• оригами
А ещё ребята узнали, что если команде удастся собрать к концу смены 10 золотых медалей, участников команды ждёт бонус. Всем, конечно, хочется поскорее узнать: какой? Это пока секрет!
Татьяна Волошко
Вот и началась пятая смена. Новые мастера, новые вожатые, новые имена и… уже хорошо знакомые и любимые «старые».
После утренних активностей и обнимашек ребятам предстояло погрузиться в интригу смены:
Древняя цивилизация создала оружие массового уничтожения, которое должно разрушить землю. Чтобы этого избежать, Всемирное правительство хочет нанять агентство, которое сможет предотвратить это событие. Этому агентству нужно собрать 5 артефактов и запустить их с помощью пятого элемента...
Как вы уже догадались, наши ребята не допустят никаких разрушений и сделают всё возможное и невозможное, чтобы этого не произошло. Но сначала нужно создать те самые агентства. Это возможно сделать только после прохождения квеста по безопасности, ведь несмотря на то, что мы не ходим строем, вопрос безопасности для нас всегда самый важный.
А как можно охарактеризовать первый день смены? Об этом мы спросили педагога-организатора второй площадки Екатерину Колбину:
“Первый день смены всегда непростой. Ребята за счет средств и атрибутов погружаются в тематику, а мы им создаём мотивирующую атмосферу, провоцируя на идеи, нестандартные решения и т.д. Задача первого дня также в том, чтобы придумать названия отрядам или агентствам, как в этой смене у нас, эмблему и вообще осознать, что ты стал частью команды. Одна из самых больших сложностей первого дня — большой поток информации и новых лиц. Таким образом, ребятам единовременно предстоит познакомиться с игрой, мастерскими и людьми, а это непросто!
***
В этой смене на нашей площадке будет работать пять мастерских с интересными названиями:
• “Энергия” (спортивная)
• “Герой Гитары” (музыкальная)
• “Street dance” (танцевальная)
• “Весёлые картинки” (арт)
• Шифрование (“Привет потомкам”)
Уже завтра в них развернётся активная творческая работа, о чём мы обязательно вам расскажем на страницах нашего дневника.
Татьяна Волошко
На третьей площадке стартовала последняя в этом году летняя смена. Для кого-то из ребят она станет последней и как для участника-ребёнка — многим вот-вот исполнится 17 лет. Но наш лагерь — своеобразный социальный лифт: повзрослевшие участники возвращаются к нам в качестве вожатых и мастеров, чему мы очень рады.
***
После утренних активностей и обнимашек ребята переместились в опенспейс, чтобы познакомиться с новыми вожатыми и мастерами. Да-да, такие есть. А те в свою очередь придумали необычный формат визиток, предоставив 5 фактов о себе, не все из которых правда. Так ребята узнали, например, что мастер Сергей однажды заблудился в корейском лесу и был спасен русскоговорящей корейской семьёй, а вожатая Саша обожает грейпфрутовый сок, но не смотрит зарубежные сериалы...
В игру — тему смены — ребят погружали плавно и постепенно. Ведь её точно нельзя назвать простой.
Итак, «Круиз в никуда». Ребята едут на одном корабле, но они разделены на 7 подгрупп. То есть на корабле семь семей (команд), и у каждой — своя цель. Все семьи хотят вести этот корабль туда, куда нужно именно им. Но другим семьям туда ехать совсем неудобно. Задача — суметь договориться так, чтобы у ребят стояло как можно больше галочек об этой договорённости и как можно меньше крестиков. Крестики получают те, кому не нужно было плыть туда, куда они приплыли, а решили шесть остальных семей.
Движется корабль с помощью стрелок, а стрелки зарабатываются на событиях, которые проходят в лагере. В этой игре дети учатся договариваться, быть тактичными и понятными собеседникам. Вы запутались? Ребята тоже не сразу всё поняли, да мы на это и не рассчитывали. По словам педагога-организатора площадки Валерии Семёновой, первый день смены всегда направлен на безопасность, в том числе в отношениях друг с другом, сплочение, командообразование и создание дружественной атмосферы.
Сегодня ребятам придумывали предысторию, как они появились на корабле. И у их команд уже есть названия:
• “Забытые короли” (пираты)
• “Аборигены” (приключенцы)
• “Спайс герлс” (спортсмены)
• “Семья путешественников” (водоворот)
• “Исследователи природы” (грибоеды)
• “Плыви, но не всплывай” (кинематографисты)
• “Группа энтузиастов” (учёные)
Ах да, мы забыли сказать о мастерских. Их в этой смене три:
* КВН
* Современное искусство
* Ракетостроение
Что ж, смена обещает быть интересной и развивающей детей и взрослых. Оставайтесь с нами и читайте наш дневник!
Татьяна Волошко