В панельной дискуссии «Регуляторы содержания образования» приняло участие 240 человек. Ключевыми спикерами дискуссии выступили Виктор Басюк, заместитель Министра просвещения РФ, Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ и Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ. Модератором дискуссии стал Александр Асмолов, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
Александр Асмолов сделал акцент на том, что стандарт - норма поддержки разнообразия.
«Мы говорили, что стандарт как норма порождается в деятельности и превращается в нормы тех или иных институтов жизни, - уточнил Асмолов, - мы говорили что ФГОС - это норма, задающая меры возможности, норма унификации или погашения любого разнообразия».
Эксперт перечислил вопросы, которые возникают при обсуждении ФГОС 4.0.
В том числе и такие:
- можем ли мы говорить, насколько адекватно говорить о разного рода гомогенных единствах, в которых нет единообразия?
- насколько целесообразно говорить о единой форме контроля? ЕГЭ - единый, но не единственный, есть ли другие варианты, особенно сегодня, сейчас в мире онлайн-возможностей?
- необходимо ли придерживаться тех регуляторов, которые были в прошлом и совпадает ли с идеологией разнообразия и поддержки разнообразия?
Замминистра просвещения Виктор Басюк обозначил, что поднятая тема очень важна в рамках задач, которые ставит президент В.В.Путин. Например, одним из целевых результатов нацпроекта является разработка новых стандартов, которые должны учитывать все современные вызовы. По мнению Виктора Басюка, стандарт как некий нормативный документ, определяющий основные подходы к системе образования, должен быть нормой разнообразия, разрешать все вызовы и помогать системе образования с этими вызовами справляться. «Если говорить об измерителях, то при разработке нового ФГОС мы должны соотносить их с тем, что в основе предметного содержание лежат дидактические единицы - именно они определяют последовательность содержания при изучении любого предмета. Мы не занимались обновлением содержания общего образования, но эта задача должна стоять». Анализируя содержание по предметам, Виктор Басюк отметил, что оно отстало лет на 20, а то и 30 от сегодняшних реалий.
Еще один важный элемент, на который надо обратить внимание, по мнению замминистра просвещения, - вопросы, связанные с оцениваем и измеряемостью результатов. «Я бы относился к этому более мягко, я бы говорил о том, стандартизированы или нет оценки этих результатов», - сказал Басюк. - Но у нас нет сегодня стандарта этой оценки, который можно было бы переложить в некий итог. И для учителя важно знать, как оценивать метапредметные результаты».
Виктор Басюк отметил, что сейчас происходит трансформация функции учителя. На первый план выходит роль учителя как посредника. «На ребенка обрушивается поток информации, с которым он сталкивается в обыденной жизни, а функция учителя - владеть разными формами взаимодействия и помочь разобраться ученику в восприятии мира со всем этим потоком».
«Тема цифры входит в учебный процесс и в обыденную жизнь. Но законы онлайна иные немного, а формирование личности ребенка происходит в информативной среде тоже. Дистант - это только онлайн-обучение и не столько цифра. Для нас дистант - это обучение вне стен образовательной организации, - объяснил замминистра, - Мы мало используем телекоммуникационные технологии. Но когда случаются перебои с интернетом, это могло бы быть выходом из ситуации». Кроме того, дистанционное обучение - это другая парадигма образовательного процесса, потому что меняются законы межличностного общения, законы группы.
Александр Асмолов подчеркнул, что мы в иной парадигме межкоммуникационных отношений действуют другие законы, и социальная ситуация развития - источник развития личности.
Депутат Госдумы РФ Олег Смолин предложил решать проблему содержания образования как системную, потому что системные проблемы образования охватывают все или большинство элементов системы и по определению имеют межведомственный характер. И при всём желании двух министров усилиями только двух министерств они решёнными быть не могут, по мнению депутата, потому что они требуют участия правительства в целом или как минимум нескольких ведомств, представляющих разное направление соответственно в политике.
«Я считаю, что нам нужно заботиться и о единстве, и о многообразии. Но большинство учителей говорят: «Дайте нам единую какую-то программу, чтобы мы не писали каждый свою»», - поделился депутат с участниками дискуссии. По мнению Смолина, решением был бы следующий шаг - сохранить содержание, но вернуть его в образовательные стандарты в форме фундаментального ядра, дав при этом свободу учителю. «Если он хочет работать по авторской образовательной программе, даём полную свободу работать по этой самой авторской образовательной программе», - объяснил депутат.
Современные дети бегут по содержанию образования, что называется, «галопом по Европам», считает Смолин, - и нарушается принцип зоны ближайшего развития Льва Выготского, пытаясь втиснуть в них столько содержания образования, сколько они освоить не способны. В результате они не знают даже того, чего бы знали, если бы программа была меньше. Олег Смолин считает, что когда будут формироваться следующее поколение отечественных образовательных стандартов, важно искать баланс между классикой и современностью, между знаниями и компетенциями и между обучением и воспитанием.
Научный руководитель НИУ ВШЭ Исак Фрумин предложил договориться, что регулирование, ориентированное на результаты, должно предполагать регулирование и стандартизацию условий. «Нам, как профессиональному сообществу, надо однозначно сказать и обществу, и руководителям страны, что невозможно добиться результатов в массовом порядке, если не обеспечишь стандарт общего образования», - заявил Фрумин. По мнению Фрумина, широкое распространение качественных измерителей, может привести к распространению общих стандартов результатов.
«Почему Нидерланды могут позволить не проводить выпускных и вступительных экзаменов? Потому что они раз в два года тестируют детей по экзаменационным материалам - учителя друг с другом договорились, чтобы использовать похожие измерители результатов образования», - уверен эксперт.
Ректор МГППУ Аркадий Марголис обратил внимание на то, что обсуждать проблему стандарта и результатов образования необходимо в контексте важной проблемы - полноценного кризиса интереса детей к школьному обучению, имея в виду кризис мотивации по завершению начальной школы, который приобретает массовый характер.
«Если у ребенка есть мотивация, нет проблемы количества материала, который он готов сам освоить, - считает он. - Если мы не решим проблему мотивации детей и не преобразуем учебное содержание в осмысленной для детей деятельности, нам не удастся решить главные проблемы общего образования». Что касается ФГОС, он не является прямым инструментом прямого регулирования. Таким инструментом - является стандарт профессиональной деятельности. Но он не стал таким инструментом. Потому что не был интегрирован в другие процедуры - аттестации, квалификации, модернизации. А надо ли иметь универсальный регулятор? «Мы хотим доверять учителю и поменьше регулировать его деятельность, а с другой стороны обсуждаем проблему регулирования», - заявил Марголис.
Модератор дискуссии Александр Асмолов согласился, что проблема доверия - насколько зарегулирование убивает доверие к учителю - это особая линия, ее надо обдумать при проектировании стандарта.
Эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» Алексей Воронцов считает, что одним из регуляторов стандарта должны быть образовательные результаты. Но сейчас главным регулятором являются КИМ в трех видах - ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, учителя ориентируются на их демоверсии, хотя КИМ не соответствуют тем стандартам, которые существуют.
«Пока мы не изменим КИМ - их методологию и содержание -и пока они не перестанут носить карательный характер - ни о каком содержании учителя слышать не будут», - уверен Воронцов. Вторым регулятором стала примерная ООП. Третий регулятор - образовательный результат. Сейчас результаты описаны в ПООП, но она не имеет юридического статуса и носит рекомендательный характер. Но школы считают иначе. Выход - требования к результатам оставить в стандарте, а описание образовательных результатов - в реестре образовательных программ.
Александр Асмолов подчеркнул важную формулу - инвариантность результатов при вариативности средств их достижения и что через ООП мы можем достигнуть многих вещей.
Депутат Госдумы РФ и координатор партпроекта «Единой России» «Новая школа» Алена Аршинова отметила, что в России нет стратегии развития образования и фактически ФГОСу не во что встраиваться. По ее мнению, ФГОС как раз и является неким аналогом стратегии развития образования в стране. Алена Аршинова зафиксировала очень важные темы, в том числе, что текущий ФГОС и наше образование оторвано от реальных потребностей детей и их родителей, и выразила опасения, что система образования может оказаться параллельна потребностям учеников и их родителей.
«Дети закрывают свои запросы на других платформах - в первую очередь, в социальных сетях. Учителя тоже начали пользоваться соцсетями, и это правильно. Иначе мир образования останется параллельным, с не пересекающимися прямыми», - уверена депутат.
Кроме того, по ее мнению, надо сделать так, чтобы не было оторванности от жизни. Например, переходить к проектной работе и не мучать детей домашними заданиями. В качестве пример оторванности она привела ситуацию, когда дети уходят после 9-го класса, в том числе и потому что система их не подготовила к сдаче экзамена по по иностранному языку.
В чате дискуссии прозвучало мнение о том, что проводилось исследование о том, каких знаний детям не хватает - реальных знаний по безопасности свой жизнедеятельности, знаний по психологии, чтобы не ссориться с родителями и учителями, не хватает понимания, не хватает знаний по экономике. Сейчас будут создаваться образовательные платформы, сказала Алена Аршинова, где можно учесть индивидуальные образовательные траектории.
Александр Асмолов отметил важность тезиса, что дети знают многое другое, чего не знаем мы. «Дети больше нас знают, более готовы к онлайн-миру, чем взрослые, в миллиарды раз, - сказал он. - Не надо подгонять детей, иначе они уйдут из нашего образования».
Также он озвучил точку зрения, что домашнее образование, семейное, экстернат становятся формами не инноваций, а доминантными формами развития, а ЕГЭ на дому не такой уж абсурд, он конвертирует с идеологией домашнего образования.
Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский обратился к Министерству просвещения, депутатам Госдумы с просьбой проводить дискуссии о регуляторах нового содержания в условиях сети, неопределенности и цифры. Также важно, по его мнению, различить содержание образования и учебный материал и проблематизировать постановку вопроса на объем выученных стихотворений и дат.
«Регулируя учебный материал мы не регулируем содержание образования. Сетовать на то, что ребенок не знает Тургенева, - это паразитирование на том образовательном опыте, который есть у предыдущих поколений. За этим нет будущего, это иллюзия, - считает Адамский. - Мы можем найти люблю точку в любом предмете, которую не знает академик».
Александр Асмолов подытожил пленарную дискуссию и сказал, что последняя развилка - между учебным материалом и содержание образования - принципиальна: «делая это, мы впадаем в архаику».
«ФГОС 4.0 это, как бы сказал Выготский, - снятая форма стратегии образования. В пространстве онлайн-мира нужен ли единый список учебников? От этого регулятора надо уходить и искать другие варианты», - считает академик. Поскольку многие решения и учителя, и дети находят в соцсетях, вырабатываются новые коды понимания, что нужно детям. По мнению Асмолова, должен действовать принцип опережающего контента, а не материала - он связан с метапознанием, которое дает общекультурную картину мира. Кроме того, он поделился обеспокоенностью по поводу судьбы педагогических вузов, которые готовят учителей. «По данным исследований ряда психологов, за годы обучения в педвузах резко возрастает авторитарный стиль. Надо подумать о трансформации этой системы», - заключил Асмолов.
Олеся Салунова