Аналитический материал по результатам работы проектно-экспертной группы
«Цифровые институты» в рамках Межрегиональной дистанционной конференции «Эврика – Авангард-2020»
Работу экспертной группы «Цифровые институты» модерировал Роман Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики "Эврика"». В работе группы принимали участие федеральные эксперты – Алексей Семенов, академик РАН и РАО, Артем Соловейчик – главный редактор издательского дома «Первое сентября», Вадим Чеха – эксперт по образовательному праву, доктор юридических наук, дипломат.
На группе были представлены для рассмотрения четыре практических кейса. Видение проблематики формирования цифровых регуляторов в сфере образования на кейсе деятельности негосударственных школ России в период массового перехода на дистанционное обучение детей в связи с соблюдением мер самоизоляции представила Мария Миркес, кандидат философских наук, директор школы «Нооген», федеральный эксперт в сфере образования и социального предпринимательства. Мария представила аналитику деятельности по реализации дистанционного обучения в негосударственном секторе в сфере общего образования. Эксперт выдвинула четыре ключевых тезиса:
- субъектность учащегося – ключевой результат образования, позволяющий
человеку жить в цифровом обществе;
- деятельность учителя распалась на части в ситуации массового внезапного
перехода на дистанционный тип взаимодействия с учащимися в связи с отсутствием
целостного представления о своей деятельности в условиях дистанционного обучения;
- индивидуальные образовательные программы как образовательные институты
еще не прошли свое становление в школах и семьях, но основные образовательные
программы как регуляторы образовательного процесса в школах не работают эффективно в условиях дистанционного обучения. Возникает эффект, когда образовательный процесс конкретных детей постепенно отрывается от школы;
- в условиях массового перехода на дистанционное обучение обнаружилось, что
управление системой образования не эффективно. Управление большой сложной
системой в ситуации быстрых изменений возможно только в условиях свободы элементов системы, которая обеспечена нормативно.
В ходе экспертной дискуссии было зафиксировано, что представленные четыре тезиса фактически иллюстрируют кризис регулятора содержания образования и
образовательного процесса – основных образовательных программ уровней общего
образования. Более гибкие регуляторы содержания образования и образовательного
процесса должны выстраиваться на других единицах управления – индивидуальных
образовательных программах. Количество этих программ в стране будет превышать 16 миллионов (количество учащихся школ), что является основанием для проектирования их регуляторов изначально как цифровых. В рамках «Инициативы ФГОС 4.0» участники экспертной группы отметили необходимость формирования технического задания на отработку методологии цифровых регуляторов индивидуальных образовательных программ как центральных регуляторов в системе цифровых институтов в сфере образования.
С рефлексивным представлением кейса массового и аврального перевода школы на
технологию дистанционного обучения выступила директор МБОУ «Гимназия № 2»
города Сарова Нижегородской области Юлия Василкова. Эксперт зафиксировала
основные точки напряжения при переводе школы на реализацию основных
образовательных программ в технологии дистанционного обучения. По мнению
директора школы, нормативной базы на сегодняшний день вполне достаточно, чтобы формально закрепить локальными нормативными актами школы способ реализации основных образовательных программ уровней общего образования в технологии дистанционного обучения. Но формальный переход не позволяет обеспечить реализацию специфики дистанционного обучения и способов взаимодействия в электронных средах между педагогами, учащимися и их семьями. Имеются как инструментальные затруднения (цифровые платформы не освоены, не выдерживают нагрузку, наполнены малопригодным для дистанционного образования контентом и т.п.), так и затруднения административного характера (учет рабочего и учебного времени, регламентация учебного графика и т.п.).
Обсуждая этот кейс, участники работы проектной группы отметили, что примерные
основные образовательные программы уровней общего образования изначально
построены не под дистанционные технологии обучения детей. При этом установка на то, что у школы должно быть разработано две программы (для офлайн- и для онлайн- реализации) не обеспечивает возможности сочетать оба способа взаимодействия в образовательном процессе. Ведь фактически необходимо фиксировать, что дистанционное обучение предполагает гибкость учебного графика учащегося, индивидуализацию темпа и глубины освоения содержания образования, что не может быть обеспечено доцифровыми регуляторами, которые легитимны на сегодняшний день.
Учитель литературы МБОУ «Гимназия № 164» города Зеленогорска Красноярского края, эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики "Эврика"» Елена
Нехорошева представила кейс деятельности педагога в условиях массового перехода на дистанционное обучение детей. Эксперт предложила для обсуждения три основных тезиса, вытекающих из анализа практики работы учителя:
- кризисное состояние с позиции рефлексирующих учителей рассматривается какшанс на изменение оснований деятельности и ее инструментализации в новых условиях в ответ на мощные вызовы времени. Это требует переосмысления (пересмотра) функционала и технологий работы учителя и регуляторов, которые регламентируют деятельность учителя сегодня (аттестация, повышение квалификации, система оплаты труда и др.);
- классическая дидактика не обеспечивает технологическую эффективность организации обучения в цифре, необходима системная разработка цифровой дидактики как совокупности и системы специфических принципов, методов, инструментов обучения, показателей и индикаторов оценки эффективности такого обучения, представлений об образовательных результатах и способах их достижения и фиксации;
- провокация в среде – это мощный вызов для становления субъектности учащихся и учителей. Каким образом провокативность обучения становится корректной технологией и позволяет сформировать и формализовать этикет отношений в цифровой среде?
Елена Дудковская, заместитель директора ГБУ ДО «ДДЮТ Фрунзенского района Санкт- Петербурга» (Федеральной инновационной площадки), анализируя кейс массового перехода на дистанционное обучение, отметила, что фактически произошло стирание границы между дополнительным и общим образованием в образовательной реальности ребенка в цифре. Обсуждая представленный кейс, участники группы отметили, что цифровые регуляторы индивидуальных программ учащихся должны проектироваться с учетом равных возможностей поставщиков контента, на сегодняшний день представляющих отдельно дополнительное и общее образование. Резюмируя работу экспертной группы «Цифровые институты» в рамках Межрегиональной дистанционной конференции «Эврика–Авангард-2020», участники зафиксировали следующие пункты для включения в техническое задание на формирование «Инициативы ФГОС 4.0»:
- нормативное оформление персонального образования;
- институционализация индивидуальной образовательной программы учащегося как базовой единицы управления образованием;
- проектирование цифровых регуляторов содержания и управления реализацией индивидуальных образовательных программ учащихся.