Комплексные проекты развития

Комплексные стратегии и проекты развития образования для регионов и муниципалитетов
Институт «Эврика» предлагает
— разработку и сопровождение внедрения комплексных стратегий и проектов, нацеленных на повышение эффективности системы образования.
Главный принцип — системный подход: мы проводим оценку и обеспечиваем качественные изменения от содержания образования до управления образованием и нормативно-правового и финансового обеспечения.
Что уже сделано
Проекты для 41 субъектов РФ
В период с 2007 года
41 субъект РФ принял участие в комплексных проектах развития образования. В рамках проектов осуществлялась экспертная поддержка разработки региональных проектов развития образования.
Проекты федерального уровня
Мы осуществляли экспертное сопровождение двух масштабных проектов в сфере образования в рамках национального проекта в 2007 году и в 2017—2019 годах.
Стратегии развития для муниципалитетов
В 2019 году 3 муниципалитета стали пилотными площадками для проектов развития образования на муниципальном уровне: Южно-Сахалинск, Красноярск, Воронеж.
Цифровые системы управления образованием
В рамках комплексных проектов были разработаны системы управления развитием региональных систем образования: EDUDATA, RINOBR.
Расшколивание — городская среда становится образовательной
В развитых странах уже примерно 25–30% образовательной программы реализуется вне школы.

Все имеющиеся социокультурные ресурсы муниципалитета или региона должны использоваться для решения образовательных задач. В идеале школа постепенно трансформируется в «школу-город», где ключевым принципом среды становится открытость и гибкость. Постепенно на основе объединения ресурсов школы, города и онлайн-ресурсов будет формироваться единое образовательное пространство как поле образовательных возможностей.
Сетевое взаимодействие — НКО и бизнес становятся участниками процесса
Сетевая форма реализации образовательных программ регулируется российским законодательством.

В настоящее время сетевая форма реализации образовательных программ реализуется организациями в искаженном виде вследствие отсутствия механизмов нормативно-правового регулирования, финансирования, взаимодействия образовательных организаций. Комплексные проекты развития образования нацелены на устранение этих препятствий.
Индивидуализация — маршрут для каждого ребёнка
Для обеспечения индивидуализации образования необходимы качественные изменения в содержании образования (механизмах построения индивидуальной программы, гибком учебном плане, нелинейном расписании), возможностях расшколивания для создания города как интерактивной среды, требованиях к школьной инфраструктуре в связи с концепцией индивидуализации, трудовых функциях учителя, финансовых механизмах введения индивидуальной программы(новые принципы построения государственного и муниципального задания, изменение системы оплаты труда педагогов), системе аттестации учебных результатов и механизмах цифровизации образования.
Общее и дополнительное образование становятся единым целым
В рамках комплексной стратегии развития разрабатываются нормативно-правовые механизмы передачи финансирования основной образовательной программы, реализуемой на разных площадках-юрлицах (механизм сетевого норматива, юридические аспекты взаимодействия), финансовые механизмы кадровой политики (система оплаты труда), система сертификации учебных модулей, система цифровой аттестации учебных результатов. Это делается для обеспечения равенства основного и дополнительного образования с точки зрения образовательных результатов ребёнка.
Управление образованием и образовательный процесс становятся цифровыми
Цифровая образовательная среда строится как структура, в которой контент вариативен за счет подключения различных источников; контент генерируется от всех участников образовательной деятельности, реализуются совместные проекты, создаются коллективные учебные сценарии. В такой структуре среды предполагается отход от единых учебников. Дидактическая единица здесь – учебная задача. Цифровая образовательная среда также выступает как инструмент аналитики учебной деятельности, разрабатываются механизмы и инструменты цифровизации оценки.
Создаются условия для полилингвального образования
Не только изучение родного и нескольких иностранных языков, но и выстраивание образования на нескольких языках, должно обеспечивать полилингвальную образовательную среду города.

В рамках стратегии разрабатывается содержание концепции полилингвальности, механизм подготовки кадров, прорабатываются возможности изменения учебного плана, введения новых форм обучения, анализируется ресурсная готовность, разрабатываются финансово-экономические механизмы реализации полилингвальной ООП и возможной организации работы стажировочных инновационных центров.
Образование переходит на технологии развивающего обучения
Развивающее образование стремится организовать класс в единое учебное сообщество, деятельность которого направлена на совместное формирование целей и задач, а также нахождения способов и средств их решения в процессе групповой деятельности. В рамках комплексного проекта развития разрабатываются: содержание развивающего образования, системы оценки качества в начальном образовании, содержание переподготовки педагогических работников.
Предметно-пространственная среда становится образовательной
Сегодня школа должна предполагать: развивающее пространство «проб и выбора» обучающихся, пространство для исследований и экспериментов, пространство для творчества и реализации талантов; поле для междисциплинарных занятий; разнообразные формы занятий, пространство для общения и отдыха – социальную среду; высокотехнологичное учебное оборудование, возможность сетевого обучения онлайн, интерактивные учебные пособия и возможность «построения» учебника самостоятельно, доступную инклюзивную среду. Комплексный проект развития направлен на реализацию этих требований.
Педагоги и управленцы выходят на новый уровень
Комплексный проект развития направлен не только на повышение квалификации педагогов в соответствии с новыми требованиями, но и на изменение управленческих, нормативно-правовых и финансовых механизмов (механизмы оплаты труда, повышения квалификации, аттестации, механизмы формирования штатного расписания), обеспечивающих развитие кадрового потенциала в регионе или муниципалитете.
Что мы делаем
В рамках комплексного проекта развития мы предлагаем мероприятия и конкретные шаги по следующим направлениям
Региональные власти и органы управления образованием
Муниципальные власти и органы управления образованием
Региональные и муниципальные институты развития образования
Субъекты РФ
Муниципалитеты
ИРО
Для кого
Как мы работаем
1
Исследование и экспертиза
Интервью с руководителями региональных и муниципальных систем образования, проблемные семинары, экспертиза нормативно-правовых актов, образовательных программ, образовательного процесса, материально-технических, финансово-экономических и кадровых условий деятельности
2
Планирование
Планирование ресурсного обеспечения проекта развития системы образования, разработка дорожной карты, формирование рабочей группы из экспертов, представителей органов государственной власти, бизнеса и некоммерческих организаций, педагогов и руководителей образовательных организаций
3
Разработка
Проведение стратегических сессий, разработка нормативно-правовых актов, образовательных программ, методических материалов, моделей формирования новых условий в образовательном процессе: финансово-экономических, кадровых, материально-технических, институциональных. Разработка модели цифровой образовательной среды с учетом ресурсов региона/муниципалитета
4
Реализация и поддержка
Повышение квалификации педагогов и руководителей, экспертная поддержка реализации проекта, промежуточная оценка показателей реализации проекта, разработка цифровой образовательной среды и инструментов управления образованием
Как мы работаем
1
Исследование и экспертиза
Интервью с руководителями региональных и муниципальных систем образования, проблемные семинары, экспертиза нормативно-правовых актов, образовательных программ, образовательного процесса, материально-технических, финансово-экономических и кадровых условий деятельности
2
Планирование
Планирование ресурсного обеспечения проекта развития системы образования, разработка дорожной карты, формирование рабочей группы из экспертов, представителей органов государственной власти, бизнеса и некоммерческих организаций, педагогов и руководителей образовательных организаций
3
Разработка
Проведение стратегических сессий, разработка нормативно-правовых актов, образовательных программ, методических материалов, моделей формирования новых условий в образовательном процессе: финансово-экономических, кадровых, материально-технических, институциональных. Разработка модели цифровой образовательной среды с учетом ресурсов региона/муниципалитета
4
Реализация и поддержка
Повышение квалификации педагогов и руководителей, экспертная поддержка реализации проекта, промежуточная оценка показателей реализации проекта, разработка цифровой образовательной среды и инструментов управления образованием
Над вашим проектом будут работать лучшие федеральные и международные эксперты в сфере образования
Наши эксперты
Узнать больше
+19
Пришло время что-то менять
Свяжитесь с нами, чтобы узнать больше и заказать комплексный проект развития образования для вашего региона или муниципалитета
Отправляя заявку, вы соглашаетесь
с условиями обработки и офертой