- Основные подходы к проектированию образовательной программы дошкольного образования на русском языке для детей, проживающих в государствах-участниках СНГ, Республике Абхазия, Республике Южная Осетия;
- Педагогические технологии дошкольного образования и способы их реализации на русском языке для детей, проживающих в государствах-участниках СНГ, Республике Абхазия, Республике Южная Осетия;
- Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы дошкольного образования на русском языке для детей, проживающих в государствах-участниках СНГ, Республике Абхазия, Республике Южная Осетия.
Освоение программы происходит в режиме проектирования. Следовательно, каждый слушатель выполняет один мини-проект, выбрав один из модулей, который осваивается в форме реализации мини-проекта. Таким образом, обязательная часть программы каждого слушателя состоит из трех модулей, один из которых реализуется в форме мини–проекта, остальные два «помогают» слушателю в его проектировании. Эта обязательная часть программы соответствует 36 часам.
Каждый из созданных мини-проектов должен быть апробирован за пределами пространства обучения (на месте своей непосредственной профессиональной деятельности). Итоги апробации своего проекта представляются для экспертной оценки в рамках итоговой аттестации слушателя, которая предполагает публичную презентацию своего мини-проекта в рамках презентации большого группового проекта по одному из трех модулей программы.
Особенность программы, помимо того, что она позволяет в целом освоить подходы к реализации дошкольного образования в соответствии с требованиями российского федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), заключается в системном освоении трех российских технологий обучения русскому языку как иностранному для дошкольного образования. Это средовые технологии, которые обеспечивают развитие возрастосообразной деятельности дошкольников, побуждающей к естественной коммуникации со взрослым носителем языка: технология развития и поддержки игровой деятельности дошкольника (основоположник – Е.Е. Кравцова, Россия), технология развития способностей дошкольников (основоположник – Л.А. Венгер, Россия), проектная технология дошкольного образования (основоположник - В.К. Загвоздкин, Россия). Опора на деятельность, детерминирующую естественную коммуникацию ее участников – ключ не только к обеспечению речевого развития дошкольников, эффектом которого становится овладение русским языком, но и к развитию мышления детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, «Мышление и речь (сборник)», 1934 г.).
Еще одной особенностью данной программы является необходимость использования при ее реализации дистанционных технологий. Для этого разработана специальная электронная среда, которая позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса непосредственно в ходе проведения любых форм организации обучения: от лекций до презентации и экспертной оценки итогов обучения.
Авторы программы убеждены, что если участники данной образовательной программы смогут освоить эту программу, то они получат реальный (проверенный самими участниками в ходе курсов) общий способ построения своей профессиональной практики в деятельностной парадигме для совершенствования дошкольного образования в обучении детей русскому языку в государствах-участниках СНГ, Республике Абхазия, Республике Южная Осетия.
Образовательная программа для обучения тьюторов соответствует требованиям российского законодательства в сфере образования, в том числе требованиям Приказа Минобрнауки России от 1.07.2013 г. №499.
Особенностью программы является ее заочный (дистанционный) характер, что позволяет одновременно охватить до пяти групп слушателей целевой аудитории, проживающих в государствах-участниках СНГ, Республике Абхазия, Республике Южная Осетия. Взаимодействие всех участников образовательного процесса происходит в электронной среде, что позволяет иметь обратную связь с аудиторией в ходе всего периода реализации программы. Проектно-модульный характер построения программы позволяет построить процесс обучения в рамках деятельностного подхода, который носит исключительно практический характер, поэтому образовательный процесс не имеет жесткого различения между лекционными и практическими курсами. Проектно-исследовательский режим изучения материала предполагает сочетание, чередование разных форм организации образовательного процесса (лекции, семинары, практикумы, конференции, консультации, самостоятельная работа и т.п.). Модульный характер построения содержания программы позволяет слушателю собрать из отдельных модулей свою индивидуальную программу для реализации выбранной проектно-исследовательской деятельности. Индивидуально-групповой характер работы над общим проектом внутри одного из разделов программы позволяет слушателям усовершенствовать способы и формы «командной» работы, повысить коммуникативные навыки работы в реальном разновозрастном коллективе. Экспертный характер результатов обучения позволяет всесторонне оценить полученные результаты в виде продукта проектно-исследовательской деятельности непосредственно в реальной профессиональной деятельности слушателей.
Сам способ построения и реализации данной программы может стать основой для дальнейшего разворачивания профессиональной деятельности при подготовке специалистов дошкольного образования и формированию компетенций по реализации российских образовательных программ дошкольного образования, педагогических технологий, обучении русскому языку в государствах-участниках СНГ, Республике Абхазия, Республике Южная Осетия.