26 сентября с 10.00 до 13.00 пройдет проектный семинар «Особенности проектирования и реализации основных образовательных программ уровней общего образования в сетевом формате». О том, что будет происходить в блоке школьного образования, рассказал эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» Алексей Воронцов.
– Что нового узнают для себя участники семинара?
– На семинарах в августе мы рассматривали теоретические аспекты того, как организовать смешанное обучение в сетевом формате. А 26 сентября мы планируем показать первый реальный опыт организации уроков русского языка и математики для учеников 9-х классов на примере школ Южно-Сахалинска и Макарова.
– Почему, по Вашему мнению, смешанное обучение сейчас – очень актуальная тема?
– Смешанное обучение – это обучение, которое чередует разные форматы обучения, в том числе самостоятельную работу учащихся и работу в коллективно-организованной деятельности. Если бы смешанное обучение было реализовано в большой части школ, то вынужденный выход на дистанционный формат обучения по состоянию здоровья (или если ученик – спортсмен) не вызывал бы трудностей и нареканий. На самом деле смешанное обучение в Российской Федерации реализуется в практике с начала 2000-х годов. Но ситуация с пандемией заставила посмотреть на смешанное обучение более пристально.
На деле получилось так, что дети вынуждены были уйти учиться домой, и выяснилось, что учиться дома они самостоятельно не умеют. Почему? Потому что, когда не было пандемии, все 100% времени, которое отводится на обучение ребенка, проходило в классе, где все от начала до конца учитель вместе с детьми проходил в соответствии с программой. Когда вышли на карантин, оказалось, что дети не имеют инструментов и способностей к организации учебного процесса.
– Есть ли какие-то техники, которые могут использовать педагоги, работая в дистанте, чтобы удержать детское внимание?
– Это не техника, а условие-требование – не нужно сидеть у экрана компьютера. Нужно перед детьми ставить реальные практические задачи, давать время детям, чтобы они эти задачи решали, а потом уже обсуждать в вебинарной комнате результаты решения.
С одной стороны, нужно усилить индивидуальный подход к выбору заданий, а с другой стороны – практический, так как у детей появляется на самом деле больше времени для прокачки практической работы, чем на уроке, где ограниченность во времени не позволяет учителю организовать деятельность в активной форме обучения, поэтому учителя стараются быстрее освоить материал. Тогда как в смешанном формате появляется больше шансов на деятельностный подход изучения материала.
– Как полученные на семинаре кейсы участники смогут использовать в работе?
– Во-первых, кейс Южно-Сахалинска, о котором я говорил выше. Во-вторых, мы разберем, как переформатировать учебный материал математики и русского языка в блочно-модельную форму. Вместе с участниками мы пройдем все этапы, как организуется деятельность не только учителя, так как при таком подходе появляются разные позиции педагога, такие как тьютор, эксперт, организатор и непосредственно ведущий учитель. Все формы учительской работы можно будет посмотреть, оценить и для себя определить, к чему больше лежит душа и какую позицию можно занять, кроме учителя. Самое главное – это способы, в каких форматах может разворачиваться урок и какая может быть система оценки в таком подходе.
Зарегистрироваться на семинар и ознакомиться с программой можно по ссылке.
Беседовала Алена Литвина