По мнению участников обсуждения, ФГОС 4.0 может быть собранием всех ключевых регуляторов систем образования, в отличие от того формата, который есть сейчас. Например, ФГОС как экосистема, которая сама себя регулирует и развивает.
«Принципиальное различие между тем, куда мы стремимся, и то, от чего мы хотим уйти, заключается в следующем: сейчас ФГОС работает как элемент вертикальной, жесткой структуры, когда требования спускаются сверху и предмет регулирования заключается в наказании или проверке выполнения этих требований. Такая история перестает работать ресурсно, не говоря уже об обеспечении ребенка качественным образованием. Переход к саморегулирующейся системе, где каждый элемент – регулятор – формируется в процессе деятельности через данные, на мой взгляд, может быть более эффективным. При этом в отличие от биологического понятия экосистемы речь идет не о пищевых цепочках, когда один поглощает другого, а о выгодном взаимодействии. Взаимовыгодное взаимодействие формирует тот результат, на который мы целены», – отметил научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика «Александр Адамский.
По мнению эксперта, в архаичной структуре оценка и результаты формируются на сравнении с неким внешним заданным шаблоном. «Нужно же исходить из того, что оценка результата и качества строится прежде всего на динамике развития и образования самого ребенка, на сравнении его с самим собой на предшествующем этапе. В этом заключается принцип персонификации», – считает Адамский.
При этом персонификация – это не просто отдельный учебный план или темп прохождения программы. Это построение деятельности на основе достижений и дефицитов каждого ребенка. Если в школе тысяч учащихся, то и программ может быть тысяча, уверен Александр Адамский.
25 сентября в рамках клуба «Норма и деятельность» будет продолжение обсуждения «Инициативы ФГОС 4.0».
А сборка всех предложений состоится 24 октября на ежегодной межрегиональной конференции «Эврика».
Страница «Инициативы ФГОС 4.0»
Соб.инф.