События
Аналитика

Стратегическая сессия «Модели развития образовательных институтов в ситуации глобальных перемен»

27 августа 2020 года состоялась стратегическая сессия «Модели развития образовательных институтов в ситуации глобальных перемен» для педагогических и руководящих работников системы образования города Красноярска.

Татьяна Ситдикова, руководитель Главного управления образования администрации города Красноярска приветствуя участников стратегической сессии подчеркнула, что жизнь в связи с пандемией кардинально изменилась. В связи с чем и у родителей современных школьников будут другие запросы, которые будут касаться содержания образования, которое должно ответить на внешние вызовы.

Сергей Ерёмин, глава города Красноярска подчеркнул, что 2020 год стал вызовом для системы образования. Система образования ответила на эти вызовы: мы видим, как внедряются дистанционные форматы образования, пересматриваются не только формы, но и содержание образования.

Главная наша установка – развивать качество образования, чтобы помочь молодым людям реализовать свой потенциал, так как именно наша молодежь должна становиться драйвером социально-экономического развития страны.

«Мы в городской системе образования немного опередили время, начав год назад уже обсуждать проблематику развития систему образования: расшколивание, развивающее образование для всех, смешанное обучение. И этот ранний старт во многом определил нашу готовность действовать в ситуациях системных кризисов» – подчеркнул Сергей Ерёмин.

Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» выступил с установочным докладом «Стратегия развития образования».
По мнению эксперта, мы живем в эпоху глобальных вызовов для системы образования. Эти глобальные вызовы обнаруживают ряд системных проблем в образовании, которые фиксируют кризис и ставят развивающие задачи:
  • поиск новой предметности деятельности педагога (учитель объективно не может быть конкурентом поисковых систем в сети Интернета);
  • изменение функционала современного педагога (в частности, поддержка ребенка и семей в цифровом мире);
  • изменение единиц содержания образования (от тематической классификации образовательного контента как ведущего и определяющего на сегодняшний день объективно система образования двигается к иным основаниям для классификации);
  • изменение характера взаимоотношения ребенка и взрослого в образовательном процессе, необходимость становления ребенка в качестве субъекта учебной деятельности становится необходимостью, обеспечивающей устойчивость образовательных институтов для конкретного ребенка и устойчивость системы образования в целом.


Задача системы общего образования обучить всех «общему» не снимается, а в условиях персонализации образования приобретает еще большую актуальность. Решение этой задачи обеспечивает межпоколенческую связь в обществе и сподвигает людей к открытию новых знаний.

Язык как средство коммуникации в условиях ускорения и разнообразия типов коммуникации требует средовых решений в образовании, которые обеспечивают осознание детьми языка именно как средства коммуникации. Полилингвальное образование, основной принцип которого заключается в использовании ресурсов иностранных языков для обеспечения развития ребенка в процессе коммуникации, на сегодняшний день позволяет готовить детей и семьи к деятельному вхождению на рынки труда будущего.

Еще один глобальный вызов проявляется сегодня на естественном для вчерашнего дня противоречии между гибкостью и динамичностью жизни и негибкости (статичности) норм, определяющих легальную деятельность людей. В образовании это противоречие обнаруживается на необходимости гибкости школы в условиях абсолютно негибких норм, которые определяют деятельность школы. Предугадывание сценариев развития становится актуальным функционалом управленца. Не фиксация в монолите нормы опыта прошлого, а проектирование преадаптивной нормы, которая гибко может реагировать на динамичный характер изменений в обществе и в системе образования в будущем. Централизованное регулирование содержания образования и учебного материала на сегодняшний момент выстроено на рефлексии опыта прошлого, а не на предугадывании сценариев развития общества.

«Наши дети проживают цифровое детство и для них совершенно естественна «цифра» во всех сферах жизни. Совершенно противоестественным для современных детей и их семей уже сегодня становится игнорирование школой цифровых технологий и «цифры» как содержания образования» – подчеркнул Александр Адамский.


Система эффективного управления строится не на искусственном придумывании свода правил, а на рефлексии инновационных практик, направленных в будущее. Это обеспечивает преадаптивный характер норм в образовании и устойчивость системы образования.

Евгений Крашенинников, ведущий научный сотрудник Института системных проектов МГПУ выступил с докладом «Дошкольник и его возможности».
Когда мы говорим о развитии ребенка, есть две линии, которые не имеют отношения к развитию:
  1. Когда мы действуем по образцу, шаблону – эта деятельность нормальная, но не развивающая.
  2. Когда ребенку предоставляется абсолютная свобода – субъективное выражение ребенка является таким же шаблонным.

Но между этими, на первый взгляд, крайностями и кроется развитие ребенка.
Сколько времени в день нужно для развития ребенка? Этот вопрос очень сильно обострился во время пандемии. Как оценить эффективность работы детского сада? Сколько времени в день там уделялось развитию ребенка?

Если мы говорим об эффективности работы детского сада, то его эффективная работа может быть проиллюстрирована тем, что результат развивающего взаимодействия с ребенком остается, «качество», которое ребенок получил, остается с ним какое-то время.

Но как доказать, что конкретное «качество» было получено ребенком именно в детском саду, ведь у системы образования есть масса внешних «конкурентов»: семья, Интернет, двор, жизнь и так далее. Поэтому образовательной организации нужно понимать набор «качеств», которые максимально эффективно ребенок может получить только с использованием ресурсов образовательной организации. Из этого понимания и появится ответ на вопрос о количестве времени, необходимого для развития ребенка.

Алексей Воронцов, генеральный директор Открытого института «Развивающее образование» выступил с докладом «Модели смешанного обучения в общем образовании как условие дальнейшей персонализации».
Эксперт зафиксировал вектор на персонализированное обучение как ключевой на современном этапе развития образования:
  • построение ребенком и родителями на основе основной образовательной программой образовательной организации индивидуальной образовательной программы ребенка;
  • возможность освоения индивидуальной образовательной программы в разных формах, в разных образовательных местах, в разное время (сочетание очных и удаленных форматов);
  • усиление роли учебной самостоятельности школьников в освоении учебных предметных программ;
  • использование сетевых и дистанционных технологий, цифровых инструментов, сервисов для повышения эффективности обучения;
  • наличие формирующего оценивания взамен традиционного контроля и оценки.

В современной ситуации выполнения требований Роспотребнадзора должна продолжиться реализация требований ФГОС. В связи с чем необходимо перейти от линейных учебных курсов, классно-урочной формы обучения с «цифрой» в роли технического средства обучения к блочно-модульной форме обучения в цифровой образовательной среде.


Новые образовательные отношения можно назвать смешанным обучением – это способ организации образовательного процесса, в котором участвуют равноправными партнерами школа и семья, где для достижения запланированных результатов используется сочетание (чередование) традиционных (классических) и нетрадиционных (инновационных) форм (в том числе в удаленном формате с применением сетевых и дистанционных технологий) обучения.

Алексей Воронцов сформулировал обязательные элементы смешанного обучения:
  1. Модульный принцип конструирования учебных (образовательных) программ;
  2. Блочная форма организации освоения модульной учебной предметной (межпредметной, интегральной) программы;
  3. Система (циклы) домашней самостоятельной работы;
  4. Система индивидуальной поддержки учащихся (онлайн-консультации, онлайн-предметные мастерские, онлайн лаборатории и другое);
  5.  Образовательные практики как место для проб, испытаний детских действий, организации проектной, исследовательской, конструкторской и других видов деятельности;
  6. Познавательная линия с системой познавательных курсов и творческих мастерских;
  7. Наличие цифровой образовательной среды с платформой – «пультом управления» своим образованием;
  8. Формирующее оценивание и «цифровой след» как инструмент для определения индивидуальной траектории в индивидуальной образовательной программе.

В ходе проведения стратегической сессии «Модели развития образовательных институтов в ситуации глобальных перемен» состоялась работа проектных групп.

В проектной группе «Смешанное обучение в общем образовании: модели, технологии, условия» (модератор: Алексей Воронцов, генеральный директор Открытого института «Развивающее образование») состоялось обсуждение в двух подгруппах «начальная школа» и «основная школа» процесса «запуска» новой школьной жизни в нелинейном формате.


В проектной группе «Развитие внешкольного образовательного пространства (расшколивание)» (модераторы: Алла Антонова, директор Института проблем образовательной политики «Эврика» и Елена Осипова, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика») состоялось представление и экспертное обсуждение кейсов.

С установочным сообщением «Расшколивание: новые форматы и задачи» выступила Елена Осипова. Опыт расшколивания образовательной среды в городе Красноярске представлен Ириной Осетровой, директором МАОУ Лицей № 9 «Лидер», Александром Лазутиным, директором МАОУ Гимназия № 5 и Викторией Стеблецовой, заместителем директора МАОУ Гимназия № 5.

В ходе работы группы состоялась коллективная работа «Карта идей по расшколиванию», где участники фиксировали основные смысловые тезисы процесса расшколивания по основным разделам: содержание программ, картирование, оценка результатов, сетевое взаимодействие, форматы и технологии, события.

В проектной группе «Дошкольное образование в новых условиях: виртуальный (полилингвальный) детский сад как возможная форма непрерывности в деятельности дошкольника» (модераторы: Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» и Елена Непомнящая, старший воспитатель МБДОУ Детский сад № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорска Красноярского края) состоялось обсуждение проблематики развития дошкольного образования в современных условиях.

С базовым докладом «Дошкольное образование: о чем нужно думать на следующем шаге развития?» выступил Роман Селюков. Елена Непомнящая в докладе «Дошкольное образование в новых условиях: виртуальный (полилингвальный) детский сад как возможная форма непрерывности в деятельности дошкольника» представила практические кейсы организации развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста в дистанционном формате.

В микрогруппах была организована проектная работа над следующими задачами:
  • создание организационных условий для обеспечения участия семей дошкольников, не посещающих по тем или иным причинам детский сад, в реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
  • внедрение эффективных технологий реализации основной образовательной программы дошкольного образования детского сада, прежде всего обеспечивающих развитие дошкольников в ведущей деятельности (деятельности, обеспечивающей наибольшее развитие ребенка в конкретном возрастном периоде);
  • создание системы опережающего консультирования семей по вопросам разворачивания и сопровождения развивающей деятельности дошкольника дома;
  • создание механизмов безопасного и возрастосообразного для дошкольников дистанционного образовательного взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников.

Завершилась стратегическая сессия «Модели развития образовательных институтов в ситуации глобальных перемен» итоговым пленарным обсуждением.

Результаты работы проектной группы «Смешанное обучение в общем образовании: модели, технологии, условия» представили Татьяна Юстус, исполняющий обязанности директора МАОУ Красноярская университетская гимназия № 1 «Универс» и Светлана Савенко, директор МАОУ Средняя школа № 143.

По мнению участников проектной группы, новый учебный год в основной школе необходимо начать с рефлексии школьников дистанционного формата обучения в школе, чтобы вывести не вопрос – чему я научился и научился ли? Следующим шагом может стать совместное проектирование педагогами (возможно, с привлечением родителей) и детьми процесса запуска смешанного обучения. В начальной школе может иметь место игровой квест, позволяющий проявить ребенку, какими ресурсами он овладел во время дистанционного обучения, а также обеспечить места для совместного и индивидуального проектирования деятельности при условиях смешанного обучения.

Результаты работы проектной группы «Развитие внешкольного образовательного пространства (расшколивание)» представил Александр Лазутин, директор МАОУ Гимназия №5. В ходе работы группы обсуждался вопрос оценки результатов – кто должен оценивать школьников в системе расшколивания? В первую очередь, это должен быть тьютор (или куратор), но большая ответственность по оцениванию ложится и на мастера, профессионала, которые участвуют в сетевом взаимодействии по реализации приемов расшколивания. Важно было понять, как грамотно оформить сетевое взаимодействие, чтобы не только учитывать оценки профессионалов, но и оплачивать их работу.

Результат обсуждения задачи в проектной группе «Дошкольное образование в новых условиях: виртуальный (полилингвальный) детский сад как возможная форма непрерывности в деятельности дошкольника» по включению детей, не посещающих детский сад, в образовательный процесс представила Татьяна Руфьева, представитель МБДОУ № 314. По мнению участников группы, нужно начинать работать с педагогами, но иметь в фокусе внимание родителей, также необходимо формировать сеть детских садов, которые готовы начать работу по формированию смешанной модели образования в детском саду.

Относительно задачи включения семей дошкольников, не посещающих детский сад, в реализацию основной образовательной программы дошкольного образования детского сада результаты работы группы представили Мария Хохлова, заведующий МАДОУ № 50 и Светлана Арндт, старший воспитатель МБДОУ № 264:
  • Возможно подключение ребенка и родителя к деятельности в группе детского сада онлайн, если ребенок не посещает в данный момент детский сад (ограничение – неготовность педагогов).
  • Узкие специалисты все равно индивидуально работают с детьми, почему бы не использовать онлайн инструменты.
  •  Если у учреждения есть банк видеоматериалов – можно его предложить родителям детей, не посещающих детский сад.
  • Какую-то часть событий детского сада продумывать в онлайн, но это требует проектирования.

Подводя итог стратегической сессии, Александр Адамский выделил три важных момента:
  1. Комфортно обсуждать сложные вопросы с педагогами, которые уже погружены в реализацию инновационных проектов, что позволяет назвать общий уровень обсуждений достаточно высоким;
  2. Сейчас уже осуществляется переход к институциональным форматам обсуждений – что является, в первую очередь, управленческим вопросом. Массовость инновационной практики – залог развития системы образования;
  3. Фокус обсуждений – представление результатов, которое дает смешанное обучение, онлайн обучение, расшколивание, полилингвальность. Проектные практики, инновационные практики повышают уровень общего образования.

Иван ТРИФОНОВ