Статьи

Просвещение – это диалог

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Однажды на уроке родной литературы мы с ребятами обсуждали произведение А.С. Пушкина «Пир во время чумы». Анализируя произведение, ребята обнаружили важную проблему: уход человека от реальности. Это так актуально сейчас, ведь многие взрослые и дети стараются уйти в телефон, компьютерные игры, сериалы, чтобы отключиться от происходящего вокруг. Есть и другие примеры, которые носят более деструктивные последствия для жизни.
Передо мной встал выбор: свернуть эту беседу и вернуться к произведению либо дать возможность детям немного отойти от темы, но все же высказаться на эту животрепещущую тему.
Я выбрала второй вариант и предложила ребятам придумать собственное просветительское мероприятие, на котором они бы смогли не только порассуждать, но и дать практические советы своей аудитории. В классе началось живое обсуждение, а затем ребята представили свои идеи.

Формат TED-конференции

Целевая аудитория – подростки 13–18 лет. Выступление построено в формате лекции-исследования: представлены разные графики, таблицы, опросы. Важно, чтобы о сложных вещах рассказывали простыми словами, подкрепляя все статистическими данными. Почему формат TED? Любое мероприятие должно впечатлить присутствующих, остаться в памяти. А кого можно впечатлить обычным чтением с листа? Удержать внимание возможно только в живом общении.

Формат «вопрос-ответ»

Целевая аудитория – взрослые 25–33 лет. Все мероприятие построено на разборе конкретных жизненных кейсов из самого зрительного зала. Обязательно присутствие эксперта, который даст четкое обоснование каждой представленной ситуации. Продуктивно, когда просветительское мероприятие построено не на обычной лекции, а на живом диалоге с аудиторией. Обсуждая что-то стороннее, ты можешь найти личное именно для себя, а возможно, и ответ на давно интересующий вопрос. Когда мы переводим знания в личную плоскость, они становятся продуктивными.

Тренинг-совет

Целевая аудитория – школьники 10–12 лет. В основе лежит плотное взаимодействие с детьми. Сначала индивидуальная беседа, в ходе которой определяем те места, куда ребенок сбегает от реальности. Затем стараемся выявить причины такого поведения, опять же в формате беседы. Во время тренинга ищем вместе с детьми иные пути решения проблемы, даем советы. Все мероприятие проходит в формате дружеского общения.

Нарисуй свою проблему

Целевая аудитория – подростки 13–17 лет. Просветить можно не только словом, но и образом. Все мероприятие строится на визуализации проблемы: прежде чем что-то понять, надо обязательно детально это рассмотреть. Часто внутренние образы могут сказать больше, чем мы можем произнести. Именно поэтому исследование носило бы визуальный характер. Но вся деятельность не ограничивалась бы только воплощением собственной мысли на бумаге. Затем должен последовать детальный анализ и разбор конкретных примеров.

Разговоры о важном/классный час

Целевая аудитория – подростки 1317 лет. Мероприятие обязательно должно включать интервью с теми, кто пережил ситуацию погружения в себя и отстранения от реальности, чтобы ребята смогли «примерить» ее на себя, прожить ее. Конечно же, урок такого формата не должен быть лекционным. Здесь очень важен диалог, в ходе которого аудитория ищет решение проблемы.

* * *

Наш разговор с учениками убедил меня, что формат любого мероприятия нужно подбирать с учетом реального детского интереса и возрастных особенностей восприятия. Мы так любим придумывать, чего хотят дети. А почему бы не спросить об этом их самих?
Ребята устали от скучных и монотонных лекций, и винить их за это просто нелепо. Ведь даже взрослые в такие моменты переходят в режим энергосбережения.
Если внимательно присмотреться ко всем вариантам предложенных мероприятий, можно выявить один общий посыл – нам нужен диалог. Именно поэтому я уверена, что просвещение – это диалог: поколений, культур, взглядов. Просто сказать – мало, важно быть услышанным.

Ирина Царёва,

учитель русского языка и литературы,

руководитель и преподаватель пресс-центра школы № 1798,

магистрант МГПУ направления «Образовательная медиадеятельность»