«В Open Space дети выходят с 3-х лет, но не всей группой сразу. Мы внимательно наблюдаем и если видим, что у ребенка есть достаточный уровень произвольности действий, который позволяет ему самостоятельно выходить из группы и решать свои задачи, тогда он попадает в открытое пространство», – объяснила она.
За годы работы с этой технологией не было ни одного случая, который бы поставил под сомнение правильность выбора этого метода. И в этом, конечно, прежде всего, заслуга педагогов, которые точно понимают свои задачи и алгоритм работы с ребенком: наблюдение, помощь, общение и т.д., потому что эта технология, которая управляется взрослыми.
Как это работает?
Каждое утро ребенок на специальной «Доске выбора» ставит свою фотографию в ту часть пространства, куда он хотел бы сегодня попасть. После этого он получает браслет определенного цвета и самостоятельно переходит в Open Space.
Так появляются носители «культуры выхода», за которыми начинают тянуться другие дети, потому что по возвращению они видят много положительных эмоций, поделки – результат своего труда, слушают рассказы – и это очень сильно их мотивирует на рост и развитие.
Как найти такое пространство?
«Наверняка в каждом здании детского сада есть место, которое редко используется для взаимодействия с детьми, – объяснила Непомнящая, – Мы нашли такой участок, снесли там стены и оформили их такими материалами, которых нет в обычных группах».
В открытом пространстве нет игрушек, но есть опасные точки, в которых ребенок живет по другим нормам.Например, в обычной группе детского сада нельзя залезать на подоконник, а в Open Space – можно; в обычной группе нет лестницы и чердачного пространства, а в Open Space – есть; в обычных группах нельзя рисовать на кафеле, а в Open Space – разрешено.
По мнению Елены Непомнящей, благодаря такому открытому развивающему пространству, происходит ломка стереотипов. «Если мы говорим о развитии воображения, а воображение – это отступление от нормы, то как раз такое пространство помогает детям нарушать нормы с разрешения взрослых и создавать что-то свое, идти к цели, общаться, находить свои варианты решений задач», – уверена старший воспитатель.
В доказательство своих слов она показала видеоролик, где дети находятся в Open Space. На видео девочка что-то мастерила из картонной коробки, фольги и пленки и делала она это настолько увлеченно, что к ней присоединились и другие ребята. Другой мальчик работал с клеем и случайно пролил его на пол. Он сам принес тряпку, вытер пол, затем прополоскал ее и сделал вывод, сказав воспитателю: «Больше не буду так много клея наливать».
«Дети на собственных пробах и ошибках учатся решать возникающие проблемы, развивают воображение, коммуникативные навыки, фантазию. А это большой шаг к успешному развитию и расширению своих возможностей», – уверена Елена Непомнящая.Мария Баркар
26 апреля 2021 года в 15.00 в рамках сетевой Межрегиональной апрельской онлайн-конференции «Эврика – Авангард-2021» состоится круглый стол с участием министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова на тему «Государственные задачи и инициативы в системе образования» в рамках «Инициатива ФГОС 4.0».
Сергей Кравцов выступит с сообщением «Стратегические задачи системы общего образования России».