Статьи

«Каждый из нас чувствовал свою значимую роль в совместной деятельности»

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
С 21 по 25 апреля в Воронеже состоялась очная сессия дополнительной профессиональной программы «Организация исследовательской и экспериментальной деятельности обучающихся». В ней приняли участие 50 команд, каждая из которых включала трех специалистов: учителя физики, психолога и представителя школьной администрации. Алефтина Петренко, учитель физики Таловской СОШ Воронежской области, рассказала о том, что нового она узнала в процессе обучения, что особенно запомнилось, и планирует ли она применять полученные знания на практике.

–Семинар запомнился познавательными лекциями и увлекательными практическими занятиями, и начинался он очень необычно.
Сотрудник МПГУ Мария Солдатенкова показала нам кусок оптоволоконного провода и спросила, как с его помощью можно передать сообщение в форме закодированного слова. Мы обсуждали разные варианты и выполняли это задание или используя азбуку Морзе, или путем цветопередачи, или другими способами.
Теоретически мы знаем, какими свойствами обладает оптоволокно, но до этого практических навыков их применения у нас не было. Я сразу представила, как будет интересно детям выполнять подобные задания и начала думать, где мне достать необходимый материал.

Недаром говорят: услышишь – забудешь, а когда ты сам что-то попробуешь, то запомнишь на всю жизнь.

Конечно, мы стараемся давать практические задания на уроках физики, но в последнее время наша деятельность чаще всего нацелена на подготовку к ВПР, мониторингам, ОГЭ и ЕГЭ. Сейчас у нас поменялись образовательные стандарты, а вместе с ними и требования к урокам, но направленность на получение результатов сдачи промежуточных аттестаций и ГИА все же превалирует. И для нас это приоритетная задача, но в то же время технология, продемонстрированная на семинаре, поможет нам реализовать новый ФГОС и новые программы, предусматривающие уроки-исследования, уроки-конференции.

Если вернуться к впечатлениям от семинара, организованного Институтом проблем образовательной политики «Эврика» и МПГУ, то не могу не отметить особую ауру, которая там царила. Не только мне, но и другим участникам благодаря такой доброжелательной атмосфере удалось преодолеть «синдром отличника», когда боишься неправильно ответить на вопрос. Каждый из нас чувствовал свою значимую роль в совместной деятельности. И, безусловно, тот дополнительный дидактический материал, который мы получили, я буду обязательно использовать на своих занятиях.
Считается, что физика – это сложный предмет, который дано освоить только избранным. Не соглашусь с этим мнением, потому что очень многое зависит от учителя, от его способности заинтересовать детей. Еще очень многое зависит от уровня математических знаний ученика: математика и физика неразрывно связаны.
Если школьник испытывает проблемы с математикой, то, как правило, и проблемы с физикой неизбежны. А экспериментальные задачи помогают по-новому раскрыться и ученику, и учителю. Надеюсь, эта технология позволит заинтересовать детей и не только поможет им понять физику, но и полюбить эту науку.

Соглашусь с Александром Адамским, что начинать изучение физики лучше не с 7-го класса, а раньше, потому что в этом возрасте дети открыты к обучению, они еще не боятся выдвигать разные версии и гипотезы, в отличие от более старших подростков. Например, в нашей школе существуют пропедевтические курсы физики, которые начинаются в шестом классе. Ребятам дается много практических заданий, которые им нравится выполнять, и сам предмет они осваивают в более спокойном темпе.

Думаю, новые знания и навыки, полученные нами на семинаре, помогут эффективнее организовать работу на уроках физики в ближайшем будущем.

Алефтина Петренко,

учитель физики Таловской СОШ Воронежской области