Смешанное образование в детском саду, или Почему не стоит переживать за поколение цифровых детей?
3 апреля 2021 года состоялся последний проектный семинар «Введение в новую школьную жизнь». Заведующая детским садом № 37 «Теремок» из города Железногорска Красноярского края Юлия Минаева и учитель-дефектолог (тифлопедагог) Татьяна Грищенко рассказали о практиках внедрения смешанного образования в условиях новой социальной ситуации развития.
Эксперты поделились опытом смешанного обучения в детском саду. Например, во время пандемии, когда детские сады были закрыты, воспитатели заметили, что стали «терять» родителей, и решили активно включать их в образовательный процесс, применяя новые формы взаимодействия с ними.
«Сейчас многие неправильно понимают термин “смешанное образование”, мы тоже столкнулись с недоверием родителей ко всему новому», – говорит Юлия Минаева. Чтобы снять напряжение родителей, с 15 ноября 2020 года до 24 марта 2021 года коллектив детского сада провел фестиваль педагогических практик. На фестивале для педагогов проходили семинары, где были определены основные принципы онлайн-образования: необходимость включения всех видов детской деятельности, не жесткая регламентация онлайн-встреч, удачное сочетание с офлайном. А для родителей и для детей разного возраста состоялись разноформатные мероприятия: мастер-классы по изготовлению новогодних игрушек, масок, снеговиков из теста, пятидневный марафон «Счастливый Новый год», игра-путешествие «Потерянные новогодние игрушки» и др.
Родители принимали активное участие во всех занятиях и даже инициировали виртуальный кейс «Дом, в котором я расту», где дети должны были угадать место в их городе. Также взрослые в режиме реального времени показали свои рабочие места, благодаря чему малыши увидели разные профессии.
Педагоги считают, что инструменты для реализации смешанного обучения могут быть разными, но при этом очень эффективными, и сами в своей работе использовали чат в Viber, группу в социальной сети, онлайн-конференции в Zoom. При этом педагоги заметили, что мероприятия в онлайне – это не трансляция знаний, а вовлечение детей и родителей в образовательный процесс и активное взаимодействие всех участников образовательного процесса. «На таких занятиях дети чувствуют себя более раскрепощенными, ярче воспринимают информацию и дольше удерживают ее в памяти», – уверена Юлия Минаева. А Татьяна Грищенко считает, что онлайн-форматы дополняют и расширяют образование, которое дают в детском саду.
Елизавета Пасынкова,
студентка магистратуры «Медиадеятельность в образовании», МГПУ