Ожидание поездки – самая волнующая часть подготовки к путешествию, а в некоторых случаях и интереснее самого путешествия, увы. Совсем другая история случилась у меня со стажировкой в Малайзии. Я к ней относилась по принципу Даниила Гранина. Свое путешествие в Австралию, которое легло в основу книги «Месяц вверх ногами», он заранее не афишировал, ни с кем не обсуждал, а если уж был вынужден говорить о нем до своего отъезда, то делал это неохотно и немногословно. У меня получилось так же в силу загруженности на работе и постоянной текучки дел перед отъездом. К своему стыду, я даже пару расхожих фраз на малайском не выучила, о чем пожалела в первой же школе. Однако, как у всякого путешественника, ожидания у меня всё-таки были. Часть из них оказались оправданными, а другие имели мало общего с действительностью.
Мои сбывшиеся ожидания от страны и от посещенных школ связаны с наследием Британской империи, которое прослеживается в левостороннем движении на улицах, в электрических розетках с тремя штекерами, в английском языке, функционирующем на уровне почти официального в стране, в классах с 40 и более учениками.
Мои сбывшиеся ожидания от страны и от посещенных школ связаны с наследием Британской империи, которое прослеживается в левостороннем движении на улицах, в электрических розетках с тремя штекерами, в английском языке, функционирующем на уровне почти официального в стране, в классах с 40 и более учениками.
Но я даже предположить не могла, что учителя в государственных школах Малайзии, как и в США, оформляют кабинеты за свой счет, религиозное обучение является частью учебной программы, а частный сектор образования достойно конкурирует с государственным на всех уровнях – от детских садов до университетов.
Наша стажировка прошла в двух столицах – в Джорджтауне на острове Пенанг, бывшей столице колонии, и в Куала-Лумпуре – сегодняшней столице Малайзии.
Первой школой, в которой нам посчастливилось побывать, стала государственная начальная школа Bertram Indah Primary School, добившаяся всех мыслимых и немыслимых наград в Малайзии, учебное заведение высоких достижений и предмет гордости местных властей.
Первой школой, в которой нам посчастливилось побывать, стала государственная начальная школа Bertram Indah Primary School, добившаяся всех мыслимых и немыслимых наград в Малайзии, учебное заведение высоких достижений и предмет гордости местных властей.
Нас встречали всем коллективом, парадом, оркестром, приветственной молитвой и торжественными речами. У хозяев была задача показать уникальность своей школы, что они сделали, подготовив три потока открытых уроков и экскурсий для гостей.
Я смогла поучаствовать в уроке изобразительного искусства, посвященного традиционной еде в период праздника Рамадан, а после очень бегло ознакомиться с укладом школы. Несмотря на ограниченное время и парадную картинку, я поняла, что заявленные принципы в школе действительно воплощаются в жизнь:
Надо отметить, что мы сейчас находимся в процессе налаживания связей с представителями этой школы, чтобы в дальнейшем можно было заниматься не только совместными проектами, но и развивать другие формы сотрудничества.
Средняя и старшая школа была представлена частной китайской школой Chung Ling Private High School, которая стала причиной культурного шока, когда мы узнали, что система ценностей, разделяемая всеми представителями школьного сообщества, является самой главной целью обучения.
- Все дети имеют равные возможности для развития собственного потенциала через качественное образование и развитую инфраструктуру с особым вниманием к академическим результатам.
- Учителя работают в комфортной и мотивирующей среде, стимулирующей творчество и инновации. Поразило сотрудничество школы с медицинским институтом, в результате которого в учебный план начальной школы вошли модули с проектными работами по тематике STEM.
- Родители являются активными участниками жизни школы через Попечительский Совет (глава которого, кстати, именуется Королем, никак иначе!).
Надо отметить, что мы сейчас находимся в процессе налаживания связей с представителями этой школы, чтобы в дальнейшем можно было заниматься не только совместными проектами, но и развивать другие формы сотрудничества.
Средняя и старшая школа была представлена частной китайской школой Chung Ling Private High School, которая стала причиной культурного шока, когда мы узнали, что система ценностей, разделяемая всеми представителями школьного сообщества, является самой главной целью обучения.
Без сформированных ценностей (честность, скромность, трудолюбие, настойчивость, мужество, вежливость, дисциплина, верность, оптимизм и др.) образованный человек не может быть значимым для общества.
Идеи Конфуция о том, что любой человек является нашим учителем вне зависимости от того, друг он нам или нет, воплощаются как в учебной деятельности и в дополнительном образовании, так и в семьях. А еще нам понравилась мысль о том, что хороший ученик дома должен быть хорошим сыном/дочерью, а в обществе – хорошим человеком.
Очень интересными фактами по отношению к полилингвальному обучению с нами поделилось руководство школы. Так как большинство учащихся родом из китайских семей, дома они изначально говорят на китайском языке. Проживают они все на территории Малайзии, где больше 70% населения говорит на малайском языке, поэтому он тоже изучается в школе.
Очень интересными фактами по отношению к полилингвальному обучению с нами поделилось руководство школы. Так как большинство учащихся родом из китайских семей, дома они изначально говорят на китайском языке. Проживают они все на территории Малайзии, где больше 70% населения говорит на малайском языке, поэтому он тоже изучается в школе.
Ну а так как большинство выпускников школы нацелено на продолжение образования в ведущих университетах Австралии, Великобритании и других странах, то часть предметов изучается на английском языке. Вот так внешняя ситуация стимулирует изучение не одного, а нескольких языков.
От самых маленьких деток (на руках родителей) до шестилеток увидели мы в частном детском саду The Whyhouse Education group, поразившем нас и своей программой, подкрепленной учебными пособиями, и системой информирования родителей (от еженедельных репортов до онлайн встреч трижды в год), и системой развития самостоятельности и ответственности во всем (от похода в туалет, культивируемой привычки возвращать всё на своё место до игровой площадки, где за полтора часа в день дети не просто играют, но и на практике применяют как академические знания по математике и окружающему миру, так и учатся взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях по собственному замыслу). Игровая площадка We.play, кстати, еще встретится нам в дошкольном отделении SEGi University, но об этом позже.
В Куала Лумпуре наша стажировка продолжилась в Peninsular International School Australia, еще одной частной старшей школе, работающей по программе Victorian Certificate of Education, одной из трех школ в Малайзии, ведущих обучение по программе партнерских школ Австралии.
В Куала Лумпуре наша стажировка продолжилась в Peninsular International School Australia, еще одной частной старшей школе, работающей по программе Victorian Certificate of Education, одной из трех школ в Малайзии, ведущих обучение по программе партнерских школ Австралии.
Здесь, кстати, я обогатила собственный вокабуляр термином “tailored guidance”, которым можно описать суть программы сопровождения учащихся (учебную программу как бы подгоняют сначала под вас, как это делает с одеждой портной, чтобы потом она была вам удобна, комфортна, полезна).
А еще один термин “preventive mentoring” может помочь нам построить систему тьюторского сопровождения, когда мы не ждем проблем у детей, о которых потом информируем родителей, а предупреждаем их заранее через систему встреч, бесед как с родителями, так и с детьми.
Если бы у нас было чуть больше времени на общение с учителями (которые были действительно загружены), мы наверняка нашли бы для себя еще точки соприкосновения, но даже беглая беседа с главой старшей школы показала, что наши проблемы очень схожи, поэтому и опыт выхода из них нам бы тоже мог пригодиться. Ведь зацепила же нас мысль о превентивности детских неудач через постоянное взаимодействие с родителями!
Финальной точкой нашей стажировки стало посещение дошкольного отделения SEGi University, частного университета, в котором мы не только познакомились со студентами, но и очень плотно пообщались с преподавателями, а на последнем такте даже приняли участие в работе трех круглых столов, посвященных проблемам стратегии развития образования, партнерства, инноваций. Здесь мне посчастливилось поработать с группой замечательных малайзийских педагогов и государственных деятелей (назвать их чиновниками язык не поворачивается!). А когда нас спросили, чем отличается наша школа от других, и мы осторожно ответили про развивающее образование, выяснилось, что любой специалист дошкольного и раннего школьного образования в Малайзии в обязательном порядке изучает культурно-историческую теорию развития психики и развития личности Л.С. Выготского. Так, в далекой Малайзии мы нашли единомышленников и еще раз утвердились в мысли, что мы на правильном пути.
Эта поездка заставила меня вернуться к Конфуцию, которого читала по верхам еще в студенчестве, к Выготскому, которого перечитываю в последние пару лет просто регулярно, пересмотреть многие взгляды и устоявшиеся мнения. Но больше всего эта стажировка придала мне оптимизма.
Если бы у нас было чуть больше времени на общение с учителями (которые были действительно загружены), мы наверняка нашли бы для себя еще точки соприкосновения, но даже беглая беседа с главой старшей школы показала, что наши проблемы очень схожи, поэтому и опыт выхода из них нам бы тоже мог пригодиться. Ведь зацепила же нас мысль о превентивности детских неудач через постоянное взаимодействие с родителями!
Финальной точкой нашей стажировки стало посещение дошкольного отделения SEGi University, частного университета, в котором мы не только познакомились со студентами, но и очень плотно пообщались с преподавателями, а на последнем такте даже приняли участие в работе трех круглых столов, посвященных проблемам стратегии развития образования, партнерства, инноваций. Здесь мне посчастливилось поработать с группой замечательных малайзийских педагогов и государственных деятелей (назвать их чиновниками язык не поворачивается!). А когда нас спросили, чем отличается наша школа от других, и мы осторожно ответили про развивающее образование, выяснилось, что любой специалист дошкольного и раннего школьного образования в Малайзии в обязательном порядке изучает культурно-историческую теорию развития психики и развития личности Л.С. Выготского. Так, в далекой Малайзии мы нашли единомышленников и еще раз утвердились в мысли, что мы на правильном пути.
Эта поездка заставила меня вернуться к Конфуцию, которого читала по верхам еще в студенчестве, к Выготскому, которого перечитываю в последние пару лет просто регулярно, пересмотреть многие взгляды и устоявшиеся мнения. Но больше всего эта стажировка придала мне оптимизма.
«Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток», – говорил Конфуций о людях, но, как мне кажется, это еще более верно по отношению к странам.
Если даже Малайзия, находящаяся в процессе развития, хотя и успешного, но сталкивающаяся с серьезными проблемами, может позволить себе тратить 35% своего бюджета на образование, то наша страна, намного крупнее географически и богаче материально, просто не сможет избежать этого в будущем!
Нелли Порсева,
методист, ОАНО «Образовательный центр “Эврика”»
подразделение Школа, г. Южно-Сахалинск
Институт проблем образовательной политики «Эврика» проводит образовательные стажировки в российских и зарубежных образовательных учреждениях. Следите за анонсами и присоединяйтесь!