Новости "Эврики"

От системы быстрого реагирования на вызов коронавируса – к штатной системе смешанного обучения

21 июля Институт проблем образовательной политики «Эврика» провел семинар «Введение в новую школьную жизнь».

Участники обсудили итоги дистанционного обучения в период вынужденной самоизоляции и эффективные модели организации образовательного процесса с учетом цифровой трансформации общего образования.

Открывая заседание, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики “Эврика”» Александр Адамский подчеркнул, что обсуждение проходит в рамках разработок по инициативе ФГОС 4.0, одним из главных положений которого является преадаптивная норма, поддерживающая новую деятельность в ближайшем будущем.

«Мы уже не вернемся в то традиционное русло, в котором мы жили до апреля, – заявил он. – Мы имеем дело с неопределенной ситуацией, которая в любой момент может стать критической, и нам надо будет срочно мобилизоваться в дистант. Ситуация трансформируется в нормальную неопределенность. Эволюционные изменения необходимы – просто сжимается период эволюции».

По его словам, формируется новая цифровая дидактика, основанная на опыте авангардных школ и учителей и принципах развивающего обучения, которые включают сетевое взаимодействие, самодеятельность ребенка, индивидуальные образовательные программы не только для ребенка, но и для всей семьи и здоровьесберегающие технологии.

Как следовало из выступления академика РАО Марьяны Безруких, эти принципы в период дистанционного обучения постоянно нарушались.

«Наша школа детей не щадит, – констатировала Марьяна Безруких. – Пора секвестировать содержание образования за счет интегрированных курсов. Об этом ведутся разговоры уже десятки последних лет, однако предметные лобби тормозят решение этой проблемы».

В то же время представители развивающего обучения готовы поделиться своим позитивным опытом обучения в онлайн.

По словам генерального директора АНО ДПО Открытый институт «Развивающее образование» Алексея Воронцова, в условиях удаленного обучения нельзя ориентироваться на традиционное расписание. Теоретический материал следует делить на малые части, чтобы урок длился не более 15 минут. Планирование должно быть гибким.

Хорошо зарекомендовал себя опыт записи видеороликов по разным предметам, которые дети могут посмотреть в любое время. Для закрепления изученного и отработки практических умений можно использовать онлайн-тренажеры и интерактивные задания.

Все эти методики были успешно отработаны в проекте «Сетевая школа РО» для удаленного обучения младших школьников, которые учатся по образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

По словам администратора «Сетевой школы РО» Елены Губенко, методика строилась на решении детьми проектных задач, которые они выбирали сами – по темам и уровню сложности, планировали работу над ними, контролировали свой план и, что особенно важно, осуществляли самооценку результатов своей работы, прежде чем предъявить ее педагогам и своим сверстникам.

Кроме того, практиковалось учебное сотрудничество в малой группе при решении проектных задач с использованием цифровой платформы, а также сетевое межшкольное взаимодействие. Для школьников были организованы творческие конкурсы и мастерские, а еще сетевые ТВ, газеты и даже театр.

Как рассказала автор учебников математики в технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова Эльвира Александрова, видеоролики представляют собой сказки или игры, связанные с содержанием того или иного предмета. Вообще игровой формат в развивающем обучении применяется очень широко.

Например, удержать логику изучения предмета позволяет игра «Научи другого», в которой есть так называемые «задания с ловушками», содержащие специально допущенные ошибки, недостающие или избыточные данные или софизмы, которые красной нитью проходят через все учебники. Подробнее об этом в её статье.

При творческом подходе можно успешно организовать дистанционное обучение не только для младших школьников, но и для дошкольников. Но для этого необходимо создать команду родителей, педагогов и детей.

Об этом рассказала старший воспитатель детского сада № 32 «Страна чудес» (Красноярский край) Елена Непомнящая, по словам которой, детям настолько понравились виртуальные дни рождения, музыкальные и поэтические конкурсы, семейный театр, что они выразили желание проводить такие мероприятия даже после снятия ограничений.

Не менее важно и то, что сотрудники детского сада организовали три цифровые интернатуры для педагогов для работы в режиме дистанционного и смешанного обучения.
Особой темой обсуждения стало нормативное закрепление дистанционного обучения. Алексей Воронцов напомнил, что в Законе «Об образовании в РФ» такой термин отсутствует, есть «электронное обучение» и «дистанционные технологии».

В настоящее время подготовлен законопроект о внесении соответствующих изменений в часть 2 статьи 16 Закона «Об образовании в РФ». Кроме того, подзаконными актами планируется закрепить роль и обязанности педагогических работников при использовании электронного обучения и дистанционных технологий; порядок выполнения домашних заданий; проведение онлайн-уроков; правила текущего контроля и проведения аттестации; сетевое взаимодействие.

А в Сахалинской области разработали стандарт дистанционного обучения. По словам министра образования Сахалинской области Анастасии Киктевой, это решение было принято в связи с многочисленными жалобами родителей о большом количестве систем, программ, платформ, на которые необходимо было заходить детям для посещения онлайн-урока или выполнения домашнего задания. За один урок ученик начальной школы таким образом мог подключаться к нескольким электронным ресурсам.

Стандарт был призван урегулировать эту ситуацию путем установления единой информационной образовательной среды, которая включает: платформы для вебинаров, систему управления обучением Moodle и государственную информационную систему «Региональное образование».

Педагоги прошли оперативную подготовку на специальных курсах.

Использование нового формата обучения, по словам Анастасии Киктевой, отчетливо проявило недостатки классно-урочной системы, которую педагоги считали незыблемой.

Как считает Александр Адамский, «по инерции административная система продолжает двигаться в том консервативном направлении, которое предыдущее Министерство просвещения пыталось узаконить в стандартах ФГОС 2.0».

Это запоминание гигантского объема формальных сведений, жесткое календарное планирование, централизованное управление исполнением тематического плана. По его мнению, «кризис дистанционного образования усугублен тем, что в течение четырех лет школы не готовились к ситуации неопределенности, жили в иллюзии застывшей реальности».

Участники семинара пришли к выводу, что от системы, сложившейся в условиях быстрого реагирования на вызов пандемии СOVID-19, необходимо переходить к штатной системе смешанного обучения.

Конкретные модели планируется рассмотреть на семинарах, которые состоятся 11 и 20 августа.

Следующий семинар состоится 11 августа. Он пройдёт в формате zoom-конференции. Презентации спикеров и ссылка на запись трансляции семинара, который состоялся 21 июля, доступны по ссылке.

Ольга Дашковская