Ведущий научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования МГПУ Владимир Львовский в рамках проектных семинаров Института «Эврика» проведет вебинар, посвященный экспериментальной деятельности на уроках физики. О том, в каком формате пройдет его общение со слушателями и как увлечь подростков одним из самых трудных предметов, он рассказал «Вестям образования».
– Признаюсь, я не люблю формат лекции, предпочитаю отвечать на вопросы, волнующие участников. Исходя из того, что учителя намного опытнее меня в своей профессии, я попросил организаторов вебинаров разослать учителям три вопроса: а) какие новые знания они хотят получить от меня как от ведущего, б) для чего им эти знания и с) как они их используют на практике?
– Признаюсь, я не люблю формат лекции, предпочитаю отвечать на вопросы, волнующие участников. Исходя из того, что учителя намного опытнее меня в своей профессии, я попросил организаторов вебинаров разослать учителям три вопроса: а) какие новые знания они хотят получить от меня как от ведущего, б) для чего им эти знания и с) как они их используют на практике?
Сразу хочу предупредить, что формальные ответы типа «мы не знаем, как организовать экспериментальную деятельность, но благодаря вебинару мы научимся ее организовывать и организуем» не принимаются.
Согласен со своими коллегами Алексеем Воронцовым и Александром Адамским в том, что экспериментальная деятельность мотивирует подростков к изучению физики. Трудно поспорить и с тем, что физика – увлекательный предмет, но за последние десятилетия было приложено немало усилий к тому, чтобы сделать его неинтересным. Объясню, какие факторы на это повлияли.
Во-первых, современные школьные курсы физики мало отличаются от курсов полувековой давности и не озабочены мотивацией учащихся. Все мы знаем, что в ХХ веке – веке индустриализации, когда активно строились новые предприятия, требовалось много инженеров, и школьная физика была ориентирована на будущих специалистов, которые поступят в профильные вузы. Так что вполне закономерно авторы учебников по этому предмету не ставили перед собой цель мотивировать подростков (они и так были мотивированы получить высшее образование и таким образом вырваться из нищеты и подняться на новый социальный уровень), а делали акцент на усвоении знаний. Александр Перышкин написал свой первый учебник по физике в начале 1930-х годов, после он претерпел множество переизданий, и нынешние учебники мало чем от него отличаются, разве что мультимедийным оформлением. По сути они так же ориентированы на усвоение знаний, а вовсе не на мотивацию учащихся. Первый кризис школьного физического образования произошел не сегодня, а в середине прошлого века в связи с введением всеобуча (обязательная 7–8-летняя), второй кризис – в 70-е годы, после введения обязательного полного среднего образования, когда физика стала обязательным предметом для всех. Независимо от того, готовы ли школьники к усвоению такого непростого предмета, планируют ли они связывать свое профессиональное будущее с точными науками или выберут гуманитарное направление. И сейчас физика стала обязательной для изучения всеми старшеклассниками, независимо от выбранного ими профиля.
Во-вторых, физика начинает изучаться очень поздно – в 7 классе. При этом нарушается преемственность: изучение курса «Окружающий мир» заканчивается в начальной школе, в 5 классе – вакуум после отмены «Природоведения», а в 6 классе начинаются биология и география по 1 часу в неделю, что само по себе неэффективно. А если учесть, что эти предметы базируются на знании физики, и изучать их надо либо одновременно с ней, либо после нее, то неэффективность увеличивается на порядок. В то же время столь позднее введение физики не учитывает возрастные особенности учащихся, так как интерес к пробам и экспериментам просыпается у детей уже к концу начальной школы и угасает к 7 классу, в период взросления личности и появления новых интересов и увлечений.
В-третьих, традиционная педагогика строится на принципе: сначала детям даются теоретические знания, а после этого предлагаются лабораторные работы на их закрепление. Развивающее обучение, которое, к сожалению, не вошло в широкую школьную практику, базируется на задачном подходе, когда детям предлагается экспериментальная задача, в процессе решения которой дети сами формулируют новые понятия, а не получают их в готовом виде. Такой подход исключает репродуктивные способы – только поисковые.
Во-первых, современные школьные курсы физики мало отличаются от курсов полувековой давности и не озабочены мотивацией учащихся. Все мы знаем, что в ХХ веке – веке индустриализации, когда активно строились новые предприятия, требовалось много инженеров, и школьная физика была ориентирована на будущих специалистов, которые поступят в профильные вузы. Так что вполне закономерно авторы учебников по этому предмету не ставили перед собой цель мотивировать подростков (они и так были мотивированы получить высшее образование и таким образом вырваться из нищеты и подняться на новый социальный уровень), а делали акцент на усвоении знаний. Александр Перышкин написал свой первый учебник по физике в начале 1930-х годов, после он претерпел множество переизданий, и нынешние учебники мало чем от него отличаются, разве что мультимедийным оформлением. По сути они так же ориентированы на усвоение знаний, а вовсе не на мотивацию учащихся. Первый кризис школьного физического образования произошел не сегодня, а в середине прошлого века в связи с введением всеобуча (обязательная 7–8-летняя), второй кризис – в 70-е годы, после введения обязательного полного среднего образования, когда физика стала обязательным предметом для всех. Независимо от того, готовы ли школьники к усвоению такого непростого предмета, планируют ли они связывать свое профессиональное будущее с точными науками или выберут гуманитарное направление. И сейчас физика стала обязательной для изучения всеми старшеклассниками, независимо от выбранного ими профиля.
Во-вторых, физика начинает изучаться очень поздно – в 7 классе. При этом нарушается преемственность: изучение курса «Окружающий мир» заканчивается в начальной школе, в 5 классе – вакуум после отмены «Природоведения», а в 6 классе начинаются биология и география по 1 часу в неделю, что само по себе неэффективно. А если учесть, что эти предметы базируются на знании физики, и изучать их надо либо одновременно с ней, либо после нее, то неэффективность увеличивается на порядок. В то же время столь позднее введение физики не учитывает возрастные особенности учащихся, так как интерес к пробам и экспериментам просыпается у детей уже к концу начальной школы и угасает к 7 классу, в период взросления личности и появления новых интересов и увлечений.
В-третьих, традиционная педагогика строится на принципе: сначала детям даются теоретические знания, а после этого предлагаются лабораторные работы на их закрепление. Развивающее обучение, которое, к сожалению, не вошло в широкую школьную практику, базируется на задачном подходе, когда детям предлагается экспериментальная задача, в процессе решения которой дети сами формулируют новые понятия, а не получают их в готовом виде. Такой подход исключает репродуктивные способы – только поисковые.
Например, при изучении темы плотности перед детьми ставится задача: определить, еще до проведения опыта, какой предмет всплывет в воде, а какой утонет.
Ученики выдвигают свои версии, вместе с учителем обсуждают их, анализируя ошибочные варианты и в конце концов приходят к новому физическому понятию. Придумать задачу под каждое физическое понятие – это особая компетенция, необходимая каждому современному педагогу. Для этого надо научиться менять содержание образования внутри своего предмета. Надеюсь, наш вебинар послужит первой ступенькой на этом пути.
Владимир Львовский
Если вас заинтересовало это мероприятие, переходите на сайт Института «Эврика». Там вы найдёте всю необходимую информацию и контакт куратора.