Институт проблем образовательной политики «Эврика» при поддержке Фонда президентских грантов проводит серию вебинаров для родителей и педагогов. 7 октября на платформе «Онлайн-навигатор для родителей» состоялось очередное мероприятие, на котором выступил с лекцией научный руководитель Открытого института «Развивающее образование» Алексей Воронцов.
В самом начале слушателей вебинара попросили ответить на вопрос о том, с какими словами у них ассоциируется понятие «развивающее обучение». Было предложено несколько вариантов: «мышление», «успех», «свобода», «гармоничное развитие», «самостоятельность», «открытие новых граней личности» и много других, но никто не упомянул о счастье.
«Главная задача образования – сделать человека счастливым», – убежден Алексей Воронцов. В своем выступлении он рассказал о том, как можно достичь этой цели средствами развивающего обучения.
В самом начале слушателей вебинара попросили ответить на вопрос о том, с какими словами у них ассоциируется понятие «развивающее обучение». Было предложено несколько вариантов: «мышление», «успех», «свобода», «гармоничное развитие», «самостоятельность», «открытие новых граней личности» и много других, но никто не упомянул о счастье.
«Главная задача образования – сделать человека счастливым», – убежден Алексей Воронцов. В своем выступлении он рассказал о том, как можно достичь этой цели средствами развивающего обучения.
Продуктивное счастье
Счастье – это глобальное, многоликое понятие. Первая его составляющая – это «продуктивное счастье», когда качество обучения измеряется не отметками по пресловутой пятибалльной шкале или довольно примитивными символами («звездочки», «зайчики», «снежинки»), а реальными результатами деятельности ребёнка. В детском саду это всевозможные рисунки и поделки, а в начальной школе, работающей по системе Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова, это решение нестандартных задач (примеры приведем ниже), схемы, модели – словом, те открытия, которые дети осуществляют непосредственно в школе. Эти открытия требуют особых мыслительных действий. Мышление – главный ориентир в системе развивающего обучения, тот результат, который планируется получить на выходе.
Не случайно в своем выступлении Алексей Воронцов процитировал швейцарского ученого Жана Пиаже, который писал: «Дети имеют настоящее понимание только о тех вещах, которые они открыли сами, и каждый раз, когда мы стараемся учить чему-то быстро, мы удерживаем их от открытия вещей заново».
Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери, не имевший прямого отношения к психолого-педагогической науке, но в силу своего таланта тонко чувствовавший и понимавший детей, пришел к аналогичному выводу: «Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать мир».
Не случайно в своем выступлении Алексей Воронцов процитировал швейцарского ученого Жана Пиаже, который писал: «Дети имеют настоящее понимание только о тех вещах, которые они открыли сами, и каждый раз, когда мы стараемся учить чему-то быстро, мы удерживаем их от открытия вещей заново».
Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери, не имевший прямого отношения к психолого-педагогической науке, но в силу своего таланта тонко чувствовавший и понимавший детей, пришел к аналогичному выводу: «Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать мир».
Коллективное счастье
Вторая составляющая – коллективное счастье.
«Особенность младшего школьника заключается в том, что он может действовать только в коллективе сверстников», – считает Алексей Воронцов.
Но поскольку у разных детей разные стартовые возможности, то успех коллективной деятельности зависит от способов ее организации. В традиционной школе это фронтальная работа с целым классом, где на вопросы учителя отвечают, как правило, самые сильные и способные ученики, которые окажутся в лидерах, а всем остальным достанется роль пассивных слушателей и комплекс неполноценности в придачу. Если же следовать методике развивающего обучения, то гораздо эффективнее складывается работа в малых группах, где происходит взаимное обучение и совместный поиск ответов на вопросы, и тогда каждый ребенок получает шанс проявить свои сильные стороны.
![](https://static.tildacdn.com/tild3961-6136-4432-a566-356631306466/Untitled_6.jpg)
Счастье быть успешным
Только в этом случае возникает ситуация успеха – главный механизм учебной мотивации.
«Каждый ребёнок имеет свою ситуацию успеха, каждому нужно поймать свое счастье. А что значит – поймать? А это значит – взять свою планку, как в прыжках в высоту», – поясняет Алексей Воронцов. Но тут же предупреждает, что норма не может быть одинаковой для всех, для каждого ребенка необходимо установить свою планку в зависимости от стартовых возможностей. В качестве примера он привел одну из школ развивающего обучения на Сахалине, где родители вместе с педагогами установили планку для своих детей.
На графике видим два столбика: слева – стартовая ситуация, справа обозначена желаемая высота по стобалльной шкале, которая может быть посильной для того или иного ребенка. Для одних это 50 баллов, для других – 99.
«Каждый ребёнок имеет свою ситуацию успеха, каждому нужно поймать свое счастье. А что значит – поймать? А это значит – взять свою планку, как в прыжках в высоту», – поясняет Алексей Воронцов. Но тут же предупреждает, что норма не может быть одинаковой для всех, для каждого ребенка необходимо установить свою планку в зависимости от стартовых возможностей. В качестве примера он привел одну из школ развивающего обучения на Сахалине, где родители вместе с педагогами установили планку для своих детей.
На графике видим два столбика: слева – стартовая ситуация, справа обозначена желаемая высота по стобалльной шкале, которая может быть посильной для того или иного ребенка. Для одних это 50 баллов, для других – 99.
![](https://static.tildacdn.com/ffb6456b-781b-40e8-9517-ffb5225e8bcd/imgfish.jpg)
Это называется прогностической оценкой. Так, в начале учебного года ставится задача, посильная для каждого и определяющая индивидуальный прогресс – движение в своем темпе и со своей скоростью.
Счастье выбирать
Ситуация выбора – еще одна важная составляющая счастья.
Здесь опять происходит противопоставление традиционной школы и развивающего обучения. Если в первом случае чему, как и сколько учить, определяет педагог, он же контролирует и оценивает результаты ученика, то на выходе мы получим безвольного исполнителя, человека из толпы. Если же мы хотим воспитать самостоятельную творческую личность, способную проявлять инициативу и нести персональную ответственность за свои действия, то альтернатива – в развивающем обучении, которое дает ребенку возможность самостоятельно выбирать материал для изучения и контролировать свои действия.
Здесь опять происходит противопоставление традиционной школы и развивающего обучения. Если в первом случае чему, как и сколько учить, определяет педагог, он же контролирует и оценивает результаты ученика, то на выходе мы получим безвольного исполнителя, человека из толпы. Если же мы хотим воспитать самостоятельную творческую личность, способную проявлять инициативу и нести персональную ответственность за свои действия, то альтернатива – в развивающем обучении, которое дает ребенку возможность самостоятельно выбирать материал для изучения и контролировать свои действия.
Счастье думать
С первого класса дети решают абсолютно новые нестандартные задачи, не имеющие однозначного ответа и благодаря этому развивающие мышление. Здесь не поможет метод натаскивания, поскольку он рассчитан только на действия по шаблону, по образцу.
![](https://static.tildacdn.com/tild6561-3430-4736-b931-336632323534/Untitled_8.jpg)
Вот пример простой задачи из ВПР, из традиционных контрольных работ, из ОГЭ для 9-го класса. Даны два объекта на плане местности, задан масштаб, и нужно определить расстояние между двумя объектами – спортивной базой около озера Долгое и станцией Ермолино. Для решения этой задачи школьнику достаточно приложить линейку, количество сантиметров умножить на масштаб и посчитать расстояние между двумя объектами.
![](https://static.tildacdn.com/tild3464-3539-4530-a539-623430336631/Untitled_9.jpg)
Развивает ли мышление решение подобных задач – вопрос риторический. Просто набор стандартных действий.
![](https://static.tildacdn.com/tild6433-3831-4565-b739-373865646231/Untitled_10.jpg)
А вот похожая задача для учащихся по системе развивающего обучения. На картинке – фрагменты двух карт. На первой обозначены объекты и масштаб. А задача стоит другая: определить расстояние между Кошкиным и Мышкиным на втором рисунке, где объекты указаны, а масштаб не задан. Решение не такое уж сложное, математические способности здесь не понадобятся, но и действия по шаблону тоже не пригодятся.
Предлагаем нашим читателям найти свой вариант решения.
Предлагаем нашим читателям найти свой вариант решения.
![](https://static.tildacdn.com/tild3436-3832-4662-a136-313564316564/Untitled_11.jpg)
Формула счастливого обучения
Формула счастливого обучения ребенка по системе Эльконина–Давыдова напоминает цветок с пятью лепестками:
- Оцениваются реальные продукты его деятельности, а не контрольные работы.
- Обучение представляет собой совместный поиск решений.
- Движение к успеху происходит в индивидуальном темпе.
- Ребенку предоставляется право выбора учебного материала и способов контроля.
- Умение думать и делать самостоятельные открытия вместо готовых знаний и простых решений.
![](https://static.tildacdn.com/tild3434-3930-4539-a266-393133373661/Untitled_12.jpg)
В отличие от традиционной школы в системе развивающего обучения движение к познанию может быть более медленным (по принципу «Сначала понять – потом сделать»), но зато более осмысленным и эффективным.
О ценностях, стереотипах и мифах
Развивающее обучение – это результат глубоких научных исследований, у истоков которых стоял Лев Выготский, а затем его последователи – Даниил Эльконин и Василий Давыдов.
![](https://static.tildacdn.com/tild6463-6431-4136-b662-623338353666/Untitled_13.jpg)
Они разработали теорию возрастной периодизации, типов мышления и обобщения, на основе которой сложились ценностные установки системы развивающего обучения. В их числе – самостоятельность суждений и поступков; независимость от авторитетов, критичность по отношению к своим и чужим действиям; инициативность в постановке новых задач; ответственность за свои действия и результаты.
Родители, выбравшие для своих детей систему развивающего обучения, должны разделять установленные в ней принципы, ценности, нормы и правила и быть равноправными союзниками и партнерами педагогов.
Те же, кто проповедует стереотипы мышления («советское образование – самое лучшее»; «главное – получить знания, все остальное на втором-десятом месте», «образование на всю жизнь») не найдут своего места в системе Эльконина-Давыдова.
![](https://static.tildacdn.com/tild3333-3634-4463-a232-303835303563/Untitled_14.jpg)
Перечисленные стереотипы, помноженные на мифы о развивающем обучении, которые бытуют в обществе, мешают им понять эту систему и приобщиться к ней вместе с детьми.
Один из таких мифов связан с тем, что в этой системе нет основной школы, все обучение завершается после начальных классов.
На самом деле это не так, поскольку уже давно ученые разработали методики, учебники, пособия для занятий в подростковой школе. Но поскольку это тема для особого разговора, Алексей Воронцов подробно остановился только на так называемой «проблеме 5-го класса». Как известно, с 5-го класса начинается обучение в основной школе, и этот переход – такой же болезненный, как поступление в 1-й класс после детского сада.
«До тех пор, пока 5-й класс будет принадлежать основной школе, серьёзные проблемы неизбежны. В этом классе происходит обобщение, систематизация опыта младшей школы, поэтому его надо там и оставить. Этот критический период должен проживаться в том возрасте, на который он рассчитан, тогда ребенок преодолеет все трудности и легче адаптируется к следующему этапу обучения», – убежден Алексей Воронцов.
«До тех пор, пока 5-й класс будет принадлежать основной школе, серьёзные проблемы неизбежны. В этом классе происходит обобщение, систематизация опыта младшей школы, поэтому его надо там и оставить. Этот критический период должен проживаться в том возрасте, на который он рассчитан, тогда ребенок преодолеет все трудности и легче адаптируется к следующему этапу обучения», – убежден Алексей Воронцов.
Второй миф пропагандирует идею о том, что в школах развивающего обучения занимаются только развитием, при этом стандарт не выполняется, в итоге по окончании начальной школы дети не умеют считать, писать, а значит, у них нет знаний.
Алексей Воронцов категорически опроверг это расхожее мнение. Так, мониторинг, проведенный Министерством образования в 1998 году в 10% российских школ, показал, что выпускники начальных классов, занимавшиеся по системе Эльконина–Давыдова, по уровню знаний не только не уступают, а даже в ряде случаев превосходят своих сверстников из обычных школ.
Вообще, противопоставление знаний и развития в корне неправильно, считает Алексей Воронцов. В качестве аргумента он привел цитату Бориса Данииловича Эльконина (сына основателя теории развивающего обучения), который определил компетентность как знания, превращённые в средства. Иными словами, это функциональная грамотность, которая сегодня определяется как одна из ключевых задач современного образования.
Вообще, противопоставление знаний и развития в корне неправильно, считает Алексей Воронцов. В качестве аргумента он привел цитату Бориса Данииловича Эльконина (сына основателя теории развивающего обучения), который определил компетентность как знания, превращённые в средства. Иными словами, это функциональная грамотность, которая сегодня определяется как одна из ключевых задач современного образования.
«Развивающее обучение позволяет раскрыть все самое ценное в личности ребенка»
Тема развивающего обучения не оставила равнодушными зрителей вебинара – об этом свидетельствовало большое количество вопросов, поступивших в адрес Алексея Воронцова и научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского. Эти вопросы касались самых разных аспектов – от организации самостоятельного обучения детей до целесообразности перехода на семейное обучение в том случае, если не нравится школа. Участники вебинара получили от экспертов немало полезных советов.
Особого внимания заслуживает вопрос о замене пятибалльной шкалы оценивания, которая, по мнению многих, безнадежно устарела. Алексей Воронцов разделяет эту позицию, но считает, что говорить следует не об отмене отметок, а о правильно выстроенной оценке, отражающей индивидуальный прогресс ребенка, тем более что сейчас существуют различные компьютерные программы, которые способны фиксировать это продвижение.
Особого внимания заслуживает вопрос о замене пятибалльной шкалы оценивания, которая, по мнению многих, безнадежно устарела. Алексей Воронцов разделяет эту позицию, но считает, что говорить следует не об отмене отметок, а о правильно выстроенной оценке, отражающей индивидуальный прогресс ребенка, тем более что сейчас существуют различные компьютерные программы, которые способны фиксировать это продвижение.
![](https://static.tildacdn.com/tild6631-6461-4537-a263-383464373238/Untitled_15.jpg)
Александр Адамский предостерег родителей от «погони за отметками, которая впоследствии может отрицательно сказаться на судьбе ребенка». По его мнению, «развивающее обучение позволяет раскрыть все самое ценное в личности ребенка и максимально себя реализовать». При этом можно даже не учиться в школе развивающего обучения, но культивировать в семье принципы и ценности этой системы и добиться желаемого результата.
Ольга Дашковская
Рисунки Майи Мельниковой