Статьи

Жанна Сугак: «Воспитание – это не нравоучение, не назидание, а демонстрация уважительного отношения к ребёнку»

ВОСПИТАНИЕ
С сентября этого года Институт проблем образовательной политики «Эврика» при поддержке Фонда президентских грантов начал реализацию проекта «Онлайн-навигатор для родителей». Первый круглый стол состоялся 9 сентября. 23 сентября с лекцией выступила директор семейно-общественного детского центра «Золотой ключик» Жанна Сугак. В этом центре организован многоуровневый образовательный процесс: семейный клуб для родителей и детей раннего возраста; детский сад; группа подготовки к школе; начальная школа; средняя и старшая школа.

Основываясь на своем практическом опыте, Жанна Сугак рассказала об особенностях детей дошкольного и школьного возраста, о способах обеспечения преемственности между разными ступенями обучения и о необходимости индивидуального подхода к каждому ребенку.

Почему это так важно?

В каждом возрастном периоде ребенок по-разному относится к себе, к своим ровесникам и к процессу обучения. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте его отличают стремление все знать, то позже отношение к знаниям становится все более критическим: например, чем старше подросток, тем больше ему требуется связать теорию с практикой, для того чтобы понять, с какой целью он изучает тот или иной предмет. Либо интерес к знаниям вовсе пропадает, потому что все мысли и чувства тинейджера заняты изменениями в своей внешности.

Для каждого возраста характерен свой кризис: для младшего школьника это адаптация к совершенно новым условиям и требованиям, для пятиклассника – переход из начальной школы в основную, для старшего подростка – трансформация отношения к себе, к сверстникам, к окружающим его взрослым…

Как в этой ситуации себя вести родителям? Что предпринять для того, чтобы смягчить трудности перехода из одного возрастного периода в другой?

Вот несколько советов от Жанны Сугак.

Дошкольный возраст

Ребёнок дошкольного возраста – это человек, который живёт эмоциями. Все события в его жизни, все виды деятельности, которыми он занимается, должны быть эмоционально окрашены. Еще для него важно быть субъектом того, что в его жизни происходит.

Поэтому взрослые люди должны таким образом моделировать процесс воспитания, чтобы ребёнок понимал: все это его безусловно касается, и вообще от него очень многое зависит. И как только это событие случается, ребёнок испытывает самые разные эмоции – от ликования до грусти и сопереживания. Это сигнал о том, что его жизнь наполнена содержанием.

Младший школьный возраст

Всему свое время

Те проблемы, с которыми сталкиваются учителя и родители при переходе детей из детского сада в начальную школу, во многом зависят от того, насколько взрослые внимательно относятся к психологическому возрасту ребёнка.

Психологический возраст детей часто не совпадает с паспортным.

Например, по паспорту ребенку 3 года, а его реальное развитие запаздывает примерно на год, а то и на два, а может и сильно опережать. Поэтому и относиться к ребенку, и применять методики воспитания и обучения следует, исходя из его психологического возраста. В противном случае не избежать ошибок. Попробуйте посмотреть на своего ребёнка не с позиции критериев, которые выдвигает общественность, не с позиции того, чтобы сравнивать его ещё с кем-то. Посмотрите на него как на человека, который имеет право на уважение к тому, каким он родился и каким он растёт. Всему своё время, и каждый человек имеет право на те этапы взросления, которые у него есть.

Как только вы поймёте, какой психологический возраст у вашего ребёнка, вы будете к нему относиться соответственно. Если к нему применять те средства, которые вам привычно использовать без учёта возраста, вы столкнётесь ровно с тем кругом проблем, с которыми сталкиваются педагоги и в детском саду, и в школе. Только в детском саду дошкольник мягко преодолевает все трудности, потому что требований к нему предъявляется меньше, хотя сейчас уже в старшей группе начинается подготовка к школе, и там тоже детей расставляют по рангам – одни успешные, другие менее успешные, что, на мой взгляд, ужасно, но так жизнь выстроилась. А когда ребёнок переходит в школу, здесь ситуация меняется кардинально, потому что его в 7 лет в школу отправили, а на самом деле ребёнок может быть совершенно не семилеткой. Он может быть абсолютно типичным дошкольником, который рассуждает как дошкольник, который относится к вещам как дошкольник, поэтому к нему и относиться надо как к дошкольнику.
Общение со сверстниками

Если дошкольник себя ни с кем не сравнивает, то младший школьник не только себя сравнивает с другими, он понимает, что он собой представляет по отношению к разным детям. И поэтому он выставляет себе разные оценки по разным категориям.

«Я, может быть, не такой сильный, как мой сверстник, потому что он может поднять такую тяжёлую гирю, но при этом я умнее его, я лучше решаю задачи. Может быть, у меня хуже с грамотностью, я делаю кучу ошибок, но при этом я прекрасно разбираюсь в породах собак, я про них могу много-много рассказывать», – рассуждает младший школьник.

И ещё ребёнок младшего школьного возраста – это человек, который страшно хочет учиться, и не только в школе, а везде – в общении с родителями и сверстниками, усваивая в том числе и плохие привычки. При этом он учится у своего сверстника гораздо больше, чем у взрослого человека.

Для него сверстник – это вообще царь и бог, потому что он на него равняется, он себя с ним сравнивает, он постоянно с ним находится в каких-то взаимоотношениях, он с ним дружит против кого-то, он с ним ругается, соревнуется и так далее, и вот тут очень важно, чтобы включался взрослый человек, чтобы процесс воспитания не был стихийным.

Например, ребенок пожаловался на своего сверстника, и здесь надо отличать, когда человек просто ябедничает, чтобы отомстить своему обидчику, а когда он испытывает настоящую проблему, для решения которой требуется помощь взрослого.
Учение с увлечением

Младший школьник – это человек, который попадает в разные ситуации во взаимоотношениях со сверстниками, со взрослыми, с правилами и условиями, которые бытуют в школе. Их множество. Школа вообще живёт правилами. И ребёнку, который впервые с этим сталкивается, очень тяжело, поэтому начальная школа, особенно первый год, особенно первые месяцы обучения в школе требуют очень внимательного, очень бережного отношения к маленькому человеку. Обучать правилам поведения и общения лучше всего в сюжетно-ролевых играх. Иначе не сформируется учебная деятельность – способность человека учиться самостоятельно или потребность в этом. Она должна формироваться к концу начальной школы. К сожалению, у многих детей это происходит только к концу общеобразовательной школы. Но желательно, чтобы это случилось гораздо раньше.

Если ребёнок обучается в школе без удовольствия, он попадает в ситуацию школьной неуспешности. Категорически нельзя родителям становиться на сторону школы, нельзя подменять общение с ребенком школьными требованиями. Оставьте ребенку эту среду, где он наслаждается общением с родителями. Легко отследить, что ребенок в школе приобрел, но гораздо труднее понять, что он потерял. Важно, чтобы в процессе обучения ребенок был счастлив от того, что он научился читать, красиво писать, что не делает ошибок при решении задач. Учитель тоже должен радоваться его успехам, и тогда возникает ситуация воспитания. Сейчас в школе превалируют фронтальные занятия, а ведь можно работать в командах, группах, парах, устраивать брейн-ринги, уроки-путешествия. Так знания усваиваются гораздо быстрее и эффективнее.

Переход из младшей школы в основную

Не только знать, но и уметь

Ребёнку младшего подросткового возраста (10+) очень важно понимать, что то, чем он занимается в школе, имеет к нему отношение и вообще какое-то приложение к его жизни. У нас в центре «Золотой ключик» есть программа «Мастер», которая рассчитана на учащихся 5–9-х классов. Здесь каждую теоретическую дисциплину, которая представлена в школьной программе, дополняют дисциплины практические. Они называются «мастерские». В частности, математику дополняет столярная мастерская или мастерская моделирования, русский язык – журналистская или литературно-поэтическая мастерская, а цикл естествознания – естественно-испытательская или юннатская мастерские. Это помогает детям применить свои знания на практике в рамках изученного материала.
Требуется изменение методик

В этот период от взрослого требуется переосмысление, пересмотр методов и приёмов работы с таким человеком. Этот человек вырос, и не надо им командовать так, как вы командовали в младшем возрасте, когда он готов был слушать. Он уже не готов вас слушать, он готов с вами выстраивать взаимоуважительные отношения.

Человек этого возраста меняется, и эти изменения должны повлиять на ход учебного процесса, который для него организуют взрослые люди. Это надо учитывать, а школа остаётся на том же уровне, напоминая деревянные башмачки, из которых ребёнок вырос. Они ему давят, ходить не позволяют, но взрослые считают, что они есть, они же были когда-то куплены, за них же было «уплочено», а раз так, то носи, дружок. А потом мы говорим, что как же так, что-то ребёнок ведёт себя безобразно.

Педагог начальной школы и педагог основной школы – это разные специалисты с разным функционалом и с разным пониманием того, что такое учебный процесс. И пониманием того, что воспитание – это не нравоучение, не назидание, а демонстрация уважительного отношения к ребёнку и к себе, к своей профессии, к своей работе.
Перевод на семейное обучение: только не в этом возрасте!

У ребят этого возраста меняется отношение к сверстникам. Для них успешный школьник –не тот, кто хорошо учится, а тот, кто умеет что-то делать лучше других. Например, кто-то умеет водить квадроцикл, кто-то – круто играть в шахматы или плести морские узлы, кто-то замечательно играет в футбол, кто-то ходит на борьбу и владеет приёмами, кто-то научился играть на гитаре. Есть масса вещей, которыми ребёнок может похвастаться. Не только похвастаться, а наполнить содержанием свою жизнь.

Но и конфликты с ровесниками в этот период не редкость. Во избежание негатива многие родители стремятся именно в этом возрасте перевести детей на семейное обучение – так спокойнее. Предупрежу: в каком угодно возрасте, только не в этом. Потому что сверстник ребенку в этом возрасте крайне нужен. И вот эти стычки, и в том числе негатив, и выяснения отношений, и разные кланы, коалиции, которые в классах создаются – это этапы взросления. Но если взрослый человек на них не обращает внимания, это заходит в какие-то страшные дебри и принимает ужасные формы. Смотришь на то, что пишут дети в социальных сетях, и понимаешь, что взрослых людей, которые организуют жизнь человека, помогают им взрослеть, рядом нет. Получается, что мы вроде бы обучаем их непонятно чему, и при этом не воспитываем, потому что как бы функции такой нет. Но если жизнь не поменяется, если отношение не поменяется, то по-прежнему школа и эти подростки будут притчей во языцех, и взрослые люди будут плакаться и говорить о том, как с ними тяжело жить, но при этом ничего в своей жизни и в своей профессии, в своей работе менять не будут.

Трудный возраст: 13+

Когда прыщи важнее математики

У старшего подростка, прожившего и пережившего подростковый возраст – 13-летие– наступает особый период в жизни, когда на него какие-либо поучения или отношения со взрослым человеком не очень влияют. Он погружается в то, что он из себя представляет и кто он такой личностно – не с точки зрения взрослого или сверстников, которые его оценивают, а с его собственной позиции. И вся неприятность в том, что ребёнок этого возраста себя не очень любит. Он в себе замечает абсолютно все недостатки, даже если их нет. Он некрасив с его точки зрения, он слишком худой или слишком маленький, или слишком высокий, или слишком толстый, или волосы не того цвета. Ну всё не так. И в этом он не умеет, и здесь не получается. И он какой-то бесталанный. И девушка или юноша на него внимания не обращают. У него всё не годится. У него такой сейчас период в жизни, когда ему надо пройти через это горнило, из которого наконец-то родится в который раз после кризиса человек, понимающий, что у него вся жизнь впереди, где он может жить с радостью, проявляя себя в разных сферах, которые он выберет для себя.

И для этого очень важно подростковое сообщество, очень важны отношения. Это возраст, когда дети если и обращаются ко взрослому человеку, то только к тому, кому они доверяют. И обращаются они за разного рода разговорами про жизнь, про то, что их в этой жизни мучает, о чём они переживают, как им справиться с этими проблемами. Они не обращаются, как решить это уравнение или как написать это сочинение. Это их сейчас не волнует. Вот этот возраст называется «образовательная яма».
Как подняться из «образовательной ямы»?

И нам, взрослым людям, тоже важно понимать, что жизнь в школе занимает довольно большой период, и нельзя, чтобы эта жизнь отвергала или отметала даже механически все проблемы, с которыми сталкивается ребёнок.

И если подросток скатился сейчас на тройки, я понимаю переживания родителей, я понимаю переживания учителей, но при всём при этом дайте ему возможность вот это пережить. Я сейчас не про то, чтобы отменить занятия, я не про то, чтобы снизить нагрузку. Нет, ни в коем случае.

Подросток хочет паритетных уважительных отношений. Ему нужна та образовательная и культурная среда, в которой он чувствует себя человеком.

В этом возрасте они склонны к театральным играм, и важно, чтобы в учебном процессе были эти возможности переосмысления и перевоплощения.

Проектная деятельность позволяет по-другому строить отношения взрослого и ребенка в совместном поиске решений.

Человека надо воспитывать на том содержании, которое соответствует его возрасту и потребностям.

Выводы экспертов: найти баланс между нормой и свободой

По мнению научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского, существуют две ключевые линии родительского и учительского отношения: либо ты поддерживаешь ребенка, и он не боится твоей реакции, либо ребенок от тебя постоянно ждет поправок и замечаний.

«Баланс между двумя этими линиями должен быть смещен в сторону поддержки», – убежден Александр Адамский, но в то же время подчеркивает, что «удержаться от постоянных придирок крайне сложно, потому что часто в этом мы видим свою миссию».

Президент Межрегиональной тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева отмечает, что разные педагогические системы по-разному отвечают на этот вопрос: например, тьюторские технологии акцентируют внимание на свободе, а другие системы ориентируются на нормы развития.

«Для каждого пытливого родителя возникает задача найти этот баланс между нормой и свободой в воспитании ребенка», – считает Татьяна Ковалева.

Ольга Дашковская