Новости "Эврики"

Игорь Реморенко: Новое содержание образования – Идея больших идей

13 мая 2020 года с 10.00 до 15.00 проходит общероссийский экспертный сетевой онлайн-семинар «Содержание образования. Результаты. ФГОС 4.0».

Мероприятия проводятся на платформе Zoom, трансляция всех событий будет осуществляться на сайте АНО «Институт проблем образовательной политики “Эврика”» на YouTube-канале «Образователи», в газете «Вести образования» и в группе «Вести образования» в социальной сети Facebook.

Игорь Реморенко рассказал об Идее больших идей, которая является помощником в поиске ответа на вопрос: как связан учебный материал с метапредметными результатами. Он отметил, что дискуссия на эту тему не характерна для РФ. Ректор МГПУ подчеркнул, что появление больших идей – ответ на возможность институционального оформления. По его словам, новое содержание образования – Идея больших идей.

В ходе своего выступления, Игорь Реморенко показал видеодоклад, с положениями которого можно ознакомиться здесь.

Большие идеи – это точки, на которые можно опереться, планируя учебную деятельность. За этими понятиями могут быть выделены обобщения и принципы.
«В отечественной педагогической практике это и есть тот элемент содержания образования, который, являясь понятием, задает определённого типа деятельность»,  – подчеркнул Игорь Реморенко.

Важно то, что большие идеи позволяют нам не просто описывать знания, а описывать те виды деятельности, в которые вовлекаются дети.

Условно говоря, для исследования экосистем нужны такие задачи, чтобы дети могли исследовать эти экосистемы.

Игорь Реморенко рассказал о работах Томаса Куна и возможности построения отдельной дидактики Больших идей.

Большие идеи имеют несколько следствий:
  1. Интеллектуальные вызовы и интеллектуальные изменения.
  2. Технологические пакеты (бытовое проявление концептов).
  3. Большие вызовы (что нас ждёт в будущем).

По словам Игоря Реморенко, говоря о Больших идеях в структуре содержания образования, важно выделять смысловые точки, которые позволяют использовать получаемое в повседневной жизни, а с другой стороны, смотреть в будущее.

Игорь Реморенко подчеркнул, что за идеей больших идей раскрывается большое пространство исследований и научного поиска. Большие идеи – это своего рода примирение нового и старого.

«Этот путь не такой простой, за ним появляются новые проблемы. В какой-то момент мы зададимся вопросом: а что вообще происходит со школьным предметом? Должны ли наши учащиеся проживать представления о геоцентрической модели Вселенной и т.д.? В какой степени смена картины мира должна стать атрибутом содержания образования? Продуктивное решение вопроса продвинет нас в сторону обогащения», - заключил Игорь Реморенко.

Материалы по семинару доступны по ссылке.

Напомним, впервые «Инициативу ФГОС 4.0» начали обсуждать в феврале 2020 года на заседании клуба «Норма и деятельность». Авторы «Инициативы ФГОС 4.0»: эксперты МГПУ, Института проблем образовательной политики «Эврика», Школы антропологи будущего РАНХиГС, Московского государственного психолого-педагогического университета, Института образования НИУ ВШЭ, общественного движения «Школа – наше дело».

Следующие обсуждения «Инициативы ФГОС 4.0»
23 мая 2020 года состоится общероссийский экспертный сетевой онлайн-семинар «Экономика и цифровые институты. ФГОС 4.0», где планируется проанализировать ключевые направления и механизмы преобразования финансовых и экономических институтов в общем образовании, моделей оплаты труда, цифровизации образовательной среды.

А 4 июня 2020 года состоится Всероссийская сетевая конференция «Инициатива ФГОС 4.0: первая сборка».