Новости "Эврики"

В Китае собираются сократить нагрузку на учащихся

Канцелярия ЦК КПК (Главного управления Центрального комитета Коммунистической партии Китая) совместно с Канцелярией Государственного совета КНР опубликовали «Мнения о дальнейшем сокращении академической нагрузки учащихся в рамках обязательного образования и внешкольной учебной деятельности».

Накануне Канцелярия ЦК КПКсовместно с Канцелярией Государственного совета КНР опубликовали «Мнения о дальнейшем сокращении академической нагрузки учащихся в рамках обязательного образования и внешкольной учебной деятельности», а также уведомили региональные ведомства о необходимости последовательной реализации на практике указанных пунктов документа.
Полный текст документа представлен ниже.

В целях всесторонней реализации итогов 19-го Всекитайского съезда КПК и 5-го пленарного заседания 19-го Центрального комитета, эффективного повышения уровня школьного образования, продолжения стандартизации внешкольного обучения (включая онлайн- и офлайн-обучение), а также эффективного уменьшения объёма домашней работы учащихся на этапе обязательного образования и сокращения факультативного, внешкольного обучения (далее такое сокращение (и объёма домашних работ, и внешкольной нагрузки) именуется в документе «двойное сокращение» или «двойная редукция, редуцирование» в других источниках. – Ред.), выдвигаются следующие мнения.

1. Общие требования


1) Руководящие идеи. Необходимо твёрдо следовать идее Си Цзиньпина о вступлении в новую эпоху социализма с китайской спецификой, полностью претворяя в жизнь линию компартии Китая в сфере образования. Реализовать основные задачи воспитания, сосредоточиться на создании высококачественной образовательной системы, укрепить роль обязательного образования как центрального элемента образовательной системы, усилить управление внешкольными учебными организациями, решительно предотвращать действия, противоречащие общественным интересам, создать образовательную экосистему, снизить уровень озабоченности родителей и содействовать всестороннему и здоровому развитию учащихся.

2) Принципы работы. Следует придерживаться ориентированности на обучающихся, руководствоваться правилами воспитания, уделять особое внимание физическому и психическому здоровью учащихся, защищать их право на отдых, улучшить качество школьного образования и преподавания, активно реагировать на социальные интересы и ожидания, снизить нагрузку на родителей; придерживаться управления из принципа одновременного устранения причин и последствий, строго соблюдать правовые положения Закона об обязательном образовании и Закона о защите несовершеннолетних; поддерживать общую линию правительства, выполнять задачи Департамента образования, развивать школы как центральные образовательные учреждения, совершенствовать политику безопасности в школах и разъяснять ответственность частных школ и внешкольных учебных организаций; действовать в рамках единого планирования и в полной мере выполнять соответствующие положения о снижении чрезмерной учебной нагрузки учащихся, обеспечив стабильную и упорядоченную работу по «двойному сокращению».

3) Рабочие цели. Должны быть повышено качество и уровень школьного образования, организация домашних заданий должна стать более целесообразной, услуги школы во внеурочной деятельности и дополнительном образовании должны отвечать потребностям учащихся, работа учебных организаций внешкольного образования полностью стандартизирована. Необходимо снизить учебную нагрузку обучающихся во внеучебное время, сократить расходы семей на образование и психоэмоциональную нагрузку на родителей обучающихся в течение последующего года, а также значительно улучшить результаты работы в данных направлениях и повысить удовлетворённость общества государственным образованием в последующие три года.

2.  Уменьшение общей продолжительности выполнения домашних заданий и снижение внеурочной нагрузки обучающихся


4) Необходимо усовершенствовать механизмы управления. Учебные заведения должны принять меры для поиска новых методов выполнения домашних заданий, усилить контроль за их выполнением, а также проследить за тем, чтобы их сложность не превышала национальные образовательные стандарты. Следует создать систему информирования о деятельности на территориях образовательных организаций и усилить надзор за качеством образования. Категорически запрещается привлекать родителей к выполнению домашних заданий, а также требовать проверки или исправления заданий ими.

5) Установить объём домашних заданий в соответствии со ступенью образования. Школы должны следить за тем, чтобы у первого и второго классов начальной школы отсутствовало домашнее задание, но были правильно организованы упражнения на закрепление знаний и навыков в стенах школ; среднее время выполнения письменных заданий для третьего-шестого классов начальной школы не должно превышать 60 минут, а среднее время выполнения письменных заданий для младших классов средней школы не должно быть более 90 минут.

6) Повысить качество выполнения заданий. Следует в полной мере использовать функции диагностики домашних заданий, анализа успеваемости и т.д., а также интегрировать вид и структуру домашних заданий в систему обучения. Разработать базовые домашние задания, которое будут коррелировать с возрастными особенностями обучающихся и учебными планами – задания, которые будут соответствовать качественно высокому уровню образования. Следует полностью отказаться от выполнения стандартизированных, механических заданий в пользу персонализированного, гибкого подхода в обучении.

7) Необходимо предоставлять учащимся рекомендации по выполнению домашних заданий. Учителям следует контролировать выполнение письменных заданий учениками начальной школы в основное учебное время, а учениками младших классов средней школы – бо́льшей их части. Учителя должны корректировать объём домашнего задания, своевременно давать учащимся обратную связь, тщательно анализировать успешность выполнения заданий, а также консультировать учащихся. От обучающихся не следует требовать самостоятельной проверки домашних заданий.

8) Использовать свободное от учебных занятий время в соответствии с научными исследованиями. Учителя и родители должны направлять обучающихся выполнять оставшиеся письменные домашние задания по возвращении домой, советовать уделять время занятиям физическими упражнениями, а также чтением и литературной и художественной деятельностью, домашнее задание выполнять в пределах своих возможностей. Если отдельные учащиеся не справляются со своими письменными домашними заданиями после учёбы, они также должны вовремя ложиться спать. Необходимо научить учащихся рационально использовать электронные продукты, контролировать продолжительность их использования, заботиться о здоровье глаз и предотвращать интернет-зависимость. Родители должны общаться со своими детьми, обращать внимание на их психоэмоциональное состояние и помогать им развивать полезные привычки, мотивацию к обучению и здоровому образу жизни. Школы-интернаты должны полностью координировать и организовывать внеклассное обучение и жизнь учащихся.

3.  Повышение уровня дополнительного образования в школе для удовлетворения различных потребностей учащихся


9) Обеспечить работу учебных заведений во внеурочное время.
Школы должны в полной мере использовать преимущества своих ресурсов, эффективно осуществлять различные мероприятия в рамках дополнительного образования и удовлетворять разнообразным потребностям учащихся в обучении. Учителям следует направлять учащихся на добровольное участие во внеклассных мероприятиях. Внеклассные мероприятия должны покрывать стандартный рабочий день; для учащихся с особыми потребностями школа должна предоставлять дополнительные услуги по размещению; для учащихся младших классов средней школы могут быть организованы занятия по самообучению в вечернее время. Школы могут координировать действия учителей по внедрению «гибкого графика».

10) Повысить качество дополнительного образования. Школы должны разработать планы внедрения дополнительных услуг для повышения привлекательности внеурочной деятельности. Внеурочное время может быть использовано, чтобы помогать учащимся выполнять домашние задания, для проведения занятий в формате вопрос-ответ для учащихся с трудностями в обучении, для расширения учебного пространства учащихся со способностями к обучению и проведения различных научно-популярных, культурных, художественных, трудовых мероприятий, чтения, групп по интересам и общественных мероприятий. Часы внеклассной работы не должны учитываться в учебной программе и не могут быть задействованы для прохождения основного учебного материала.

11) Разработать методы внеклассной работы и дополнительного образования. Для ведения внеклассных мероприятий также могут быть наняты вышедшие на пенсию учителя, квалифицированные социальные работники или волонтёры. Департамент образования также может организовать совместные занятия молодых специалистов с высококвалифицированными педагогами для обмена опытом. Следует обратить особое внимание на деятельность учителей в нерабочее время и платные занятия за пределами школы в соответствии с данными требованиями. В полной мере используйте социальные ресурсы и роль внеклассных мероприятий в дополнительных услугах.

12) Принимать участие в разработке бесплатных обучающих онлайн-сервисов. Одним из направлений работы Департамента образования является отрасль онлайн-образования. Работникам школ необходимо участвовать в разработке и привлечении ресурсов для развития высококачественных образовательных онлайн-площадок и учебных ресурсов, использовать национальные образовательные платформы, а также предоставлять учащимся тематические образовательные ресурсы, охватывающие все классы и дисциплины бесплатно, с тем чтобы способствовать сбалансированному развитию образовательной среды и содействию справедливости в образовании. Во всём мире следует активно создавать условия и приглашать выдающихся учителей для проведения бесплатных интерактивных онлайн-обменов. Школы по всему миру должны повысить публичность и приложить усилия, чтобы предоставить возможности учащимся пользоваться бесплатными образовательными ресурсами в интернете.

4.  Всесторонняя стандартизация внешкольного образования


13) Проходить процедуру одобрения организаций внешкольного образования (частные учебные заведения). С настоящего момента прекращается регистрация новых учебных заведений внешкольного образования, специализирующихся на подготовке учащихся по предметам, включённым в основную учебную программу, тогда как существующие учебные заведения подобной направленности будут зарегистрированы как некоммерческие учреждения. Новые учебные заведения, подавшие онлайн-заявки для регистрации, будут отправлены на систему утверждения. Всем провинциям (автономным областям и муниципалитетам, находящимся непосредственно в ведении центрального правительства) следует рассмотреть поданные заявки и пересмотреть процедуры утверждения в соответствии с новыми стандартами. Если экспертиза и утверждение не будут пройдены, первоначальная регистрация записей и лицензия на ведение бизнеса в области информационных услуг в интернете (ICP) аннулируются. Для учебных заведений, занимающихся учебной деятельностью в сфере спорта, культуры, искусства, науки и техники, следует уточнить соответствующие компетентные департаменты, классифицировать и сформулировать для них новые образовательные стандарты. Следует обратить особое внимание на учебные заведения, не имеющие квалификационных условий, продолжающие вести учебную деятельность без одобрения в соответствии с законом и правилами. Внешкольные учебные заведения, специализирующиеся на подготовке учащихся по основным дисциплинам школьной программы, не должны включаться в списки финансирования и субсидирования, операции по капитализации данных образовательных организаций строго запрещаются; данные учебные заведения не должны финансироваться путём их торговли на фондовом рынке и выпуска акций (проведения IPO); также не допускается привлечение инвестиций, иностранные ассигнования, слияние и поглощение иностранными компаниями национальных внешкольных учебных организаций, доверенное управление, распространение иностранных франчайзинговых сетей и т.д. Если нарушение было обнаружено, оно должно быть устранено и исправлено.

14) Документально регулировать работу организаций внешкольного образования. Необходимо создать систему регистрации и контроля содержания обучения во внешкольных образовательных организациях. Организациям внешкольного образования строго запрещено превышать стандарты квалификации, заниматься обучением по предметам школьной программы и предоставлять курсы обучения за рубежом. Поскольку качество обучения в организациях дополнительного образования сильно варьируется, учебные материалы могут не соответствовать заявленным, решение данного вопроса в кратчайшие сроки предельно важно. Также необходимо строго соблюдать положения Закона о защите несовершеннолетних. Учебные заведения внешкольного образования, специализирующиеся на подготовке по школьным дисциплинам, не должны проводить занятия во время национальных праздников, дней отдыха, а также в период зимних и летних каникул. Учебные заведения не должны выплачивать более привлекательную заработную плату учителям, работающим в школах; персонал, занимающийся предметной подготовкой, должен иметь соответствующую квалификацию учителя, при этом информация о квалификации учителя должна публиковаться в открытых источниках, в помещениях учебного заведения и на веб-сайте, с одновременным сохранением безопасности личных данных учащихся и их родителей.

15) Усилить контроль за работой внешкольных организаций. Следует строго контролировать чрезмерный приток капитала в учебные заведения. Внешкольным учебным организациям категорически запрещается участвовать в недобросовестной конкуренции в форме фиктивных первоначальных цен, ложных скидок и ложной рекламы для маркетингового бизнеса, попытки отраслевой монополии будут рассмотрены в соответствии с соответствующим законом и нормативными актами. Длительность онлайн-тренингов должна быть обусловлена мерами по защите зрения учащихся, продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 минут, интервал между курсами не должен быть менее 10 минут, а время окончания обучения не должно быть позднее 21 часа. Необходимо использовать технологии искусственного интеллекта для разумного контроля времени непрерывного онлайн-обучения студентов. Учебные заведения онлайн-обучения не должны предоставлять и распространять методы обучения, которые ухудшают навыки мышления учащихся, влияют на независимое мышление и нарушают правила образования и преподавания. Найм иностранного персонала должен соответствовать национальным правилам, категорически запрещается нанимать иностранных сотрудников за пределами страны для проведения учебных мероприятий.

5.  Повышение качества образования и преподавания с целью улучшения учебных показателей и повышения мотивации к учению


16) Содействовать гармоничному развитию обязательного образования. Все регионы должны закрепить базовые сбалансированные результаты обязательного образования, активно проводить работу по созданию качественного обязательного образования, способствовать росту числа новых школ и расширению образовательных ресурсов. Следует активно стимулировать жизнеспособность школ, повышать их общий уровень и ускорять сокращение разрыва в уровне образования между городскими и сельскими районами.

17) Повысить качество преподавания. Департаментом образования должны быть оптимизированы методы преподавания, усилено управление преподаванием и повышением эффективности обучения учащихся в школе. Школы должны в полном объёме открывать курсы, предписанные государством, активно содействовать сближению молодёжи и молодых учёных, помогать студентам готовиться к поступлению на следующий образовательный этап, преподавать строго в соответствии со стандартами учебной программы, установленными государством. Школы не должны произвольно увеличивать или уменьшать часы занятий, увеличивать сложность курсов; совершенствовать методы экзаменов и заранее заканчивать занятия для подготовки к экзаменам, нарушать единую экзаменационную процедуру, превышать стандарт экзаменационных вопросов и ранжировать экзамен; результаты экзамена должны строго оцениваться и при этом способствовать преодолению тенденции сдачи экзамена исключительно в погоне за цифровыми показателями.

18) Совершенствовать реформу о приёме в школы. Всем регионам следует активно совершенствовать модель приёма в школы на уровне средней школы на основе результатов экзаменов на академический уровень младших классов средней школы в сочетании с комплексной оценкой качества знаний, а также совершенствовать методы экзаменов и представления результатов в соответствии с характеристиками различных предметов. В экзаменационных заданиях следует избегать вопросов и проблем, которые превышают стандарты учебного курса. Следует постепенно увеличивать долю высококачественных школ в регионах, стандартизировать порядок приёма в них и избегать незаконных действий в приёмной кампании и чрезмерной конкуренции.

19) Включить школы в систему оценки качества. Местные партийные комитеты и органы власти на всех уровнях должны запретить оценку школ и учителей на основе количества учащихся, поступивших в высшие учебные заведения.Следует внедрять принципы оценки качества обязательного образования, которые учтут эффективность работы школы по «двойному сокращению», количество обучающихся, участвующих во внеклассных мероприятиях и обучающихся во внешкольных организациях, а также сокращение расходов на обучение как важного содержания оценки.

6.  Оказание помощи в управлении и расширении возможностей поддержки и гарантий


20) Гарантировать условия субсидирования внеклассного образования в школах. Все регионы должны координировать школьное образование в соответствии с численностью учащихся, стандартами подготовки учителей и персонала начальных и средних школ, а также следить за тем, чтобы школы были полностью укомплектованы педагогическими кадрами. Правительствам провинции следует разработать меры по финансированию внеклассных занятий в школах, уточнить соответствующие стандарты и принять финансовые субсидии. Фонды дополнительного образования в основном используются для выплат учителям и связанному с ними персоналу, также принимающему участие во внеучебной деятельности. Сумма средств, используемых для субсидий на внеклассную работу учителей, должна включаться в заработную плату в виде её увлечения, кроме того, должны быть созданы соответствующие проекты. Для найма дополнительных кадров для предоставления внешкольных услуг субсидии на внешкольное обслуживание могут направляться в соответствии с затратами на рабочую силу. Результаты работы учителей во внеурочной деятельности следует использовать в качестве важного ориентира для оценки должности, признания и вознаграждения учителя, а также распределения заработной платы.

21) Усовершенствовать механизмы взаимосвязи обязательного образования и семейного обучения. Необходимо дополнительно разъяснить высокую ответственность в реализации домашнего обучения, способствовать взаимодействию семей и учащихся, находящихся на домашнем обучении, внедрять инновационные методы сотрудничества и содействовать созданию совместного образовательного сообщества. Департаменту образования совместно с Федерацией женщин и другими департаментами следует создать родительские школы и онлайн-платформы для координации семейного образования, содействовать созданию общественных центров по домашнему обучению и образовательных сайтов, привлекать родителей к разработке научных концепций образования детей, рационально определять ожидания от домашнего обучения и стремиться к формированию консенсуса по «двойному сокращению».

22) Контроль рекламы. Соответствующие департаменты центрального правительства, местные партийные комитеты и правительства на различных уровнях должны усилить управление рекламой обучения во внешкольных организациях и обеспечить снижение количества рекламных кампаний данных организаций в основных средствах массовой информации, новых средствах массовой информации, общественных местах, на различных рекламных щитах в жилых районах и онлайн-платформах. Коммерческая рекламная деятельность не должна проводиться в начальных и средних школах и детских садах, не должна публиковаться или быть замаскирована с использованием учебных материалов, учебных пособий, рабочих тетрадей, канцелярских принадлежностей, учебных пособий, школьной формы, школьных автобусов и т.д. из начальных и средних школ и детских садов. Следует детально рассмотреть все виды незаконных рекламных акций вне школ, которые преувеличивают эффективность частного обучения (обучения во внешкольных организациях), вводят в заблуждение родителей и учащихся.

7.  Проведение работ по запуску пилотных проектов


23) Определить и сформулировать требования к пилотным проектам. В качестве регионов, где будут запущены пилотные проекты, выбраны следующие города: Пекин, Шанхай, Шэньян, Гуанчжоу, Чэнду, Чжэнчжоу, город Чанчжи, город Вэйхай и город Наньтун, и минимум один город в других провинциях КНР. Содержание пилотных проектов обозначено в пунктах 24, 25 и 26.

24) Существенно сократить количество внешкольных образовательных организаций, специализирующихся на подготовке учеников по школьным дисциплинам. В соответствии с данными пунктами необходимо пересмотреть регистрацию существующих внешкольных учебных заведений и постепенно сократить их количество, чтобы решить проблему перенасыщения рынка и ряд других серьёзных вопросов: отсутствие квалификации преподавателей, децентрализованное управление, использование возможностей для сбора денежных средств и привлечения иностранных капиталов, чрезмерная пропаганда и многочисленные рекламные кампании, сговор со школами для получения прибыли.

25) Рациональное использование школьных и внешкольных ресурсов. Школам рекомендуется предоставлять учащимся интересные внеклассные мероприятия в соответствии с их интересами. Внешкольные учебные заведения могут быть привлечены в случае, если внеклассные мероприятия не покрывают потребности отдельных учащихся в развитии интересов и специальностей. Ответственность за выбор внешкольных организаций несёт Департамент образования, он же вправе отозвать регистрацию учебных заведений с низким уровнем образования и предоставляемых услуг, неконтролируемым набором учащихся, непредоставлением услуг в соответствии с правилами, нарушением порядка школьного образования, преподавания и т.д.

26) Усилить контроль за оплатой обучения. Необходимо придерживаться некоммерческого характера внешкольного обучения, включить плату за обучение по академическим дисциплинам вне школы в этап обязательного образования. Также следует определить верный с научной точки зрения метод ценообразования в образовательной сфере, уточнить стандарты оплаты и решительно ограничить взимание высокой платы за обучение, чрезмерное стремление внешкольных организаций к прибыли. Посредством резервного капитала и контроля за предварительной оплатой внешкольных учебных заведений усилить надзор за кредитами в сфере образования и предотвратить такие проблемы, как «трудности выплаты кредитов» и их неуплата.

8.  Внедрить данные требования с целью достижения поставленных задач


27) Всестороннее развёртывание проекта «двойного сокращения». Необходимо закрепить роль руководства партии в работе по «двойному сокращению». Партийные комитеты и правительства всех провинций (автономных районов и муниципалитетов, находящихся в непосредственном подчинении центрального правительства) должны избрать «двойное сокращение» основным экономическим проектом, включить его в повестку дня группы руководителей в сфере образования провинциального (автономного округа, муниципалитета) партийного комитета. Необходимо сосредоточиться на ключевых задачах проекта и доработать его, основываясь на местных реалиях. Школьные партийные организации должны выполнять идеологическую работу, мобилизовывать учителей реализовать свой энтузиазм и творческий потенциал в новом проекте. Внешкольные учебные заведения должны усилить свою работу по партийному строительству и в полной мере исполнять роль партийных организаций.

28) Уточнить обязанности Департамента образования. Департамент образования должен выполнять общую координацию проекта, усиливать ежедневный надзор за внешкольными учебными заведениями и их онлайн-деятельностью, оказывать поддержку школам в работе проекта «двойного сокращения»; организовывать подготовку кадров для начальной и средней школ в установленные сроки; отдел развития и реформ Департамента должен работать с финансовыми и образовательными отделами: формировать стандарт оплаты образования и заработной платы учителей; отдел по гражданским делам должен вести учёт и регистрацию внешкольных учебных заведений, специализирующихся на подготовке по предметам школьной программы, и др. Также необходим надзор за рекламными кампаниями учебных организаций и усиление их инспекций правоохранительными органами с целью устранения нарушений закона. Отдел общественной безопасности должен осуществлять сбор информации и предупреждать чрезвычайные ситуации. Народный банк Китая, Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая и Комиссия по регулированию ценных бумаг Китая несут ответственность за руководство банками и другими учреждениями с целью контроля предоплаты за обучение во внешкольных учебных заведениях и их инвестирования. Другие соответствующие департаменты должны взять на себя ответственность качественного выполнения своих обязанностей и поставленных задач.

29) Совместно выполнять особые управленческие действия. Следует создать специальный координационный механизм для работы по «двойному сокращению» и сосредоточить внимание на организации и проведении специальных управленческих мероприятий: создать рабочую группу в Департаменте образования, провести работу по общему планированию и координации проекта, усилить управление во всех населённых пунктах. Все провинции (автономные районы и муниципалитеты, находящиеся в непосредственном подчинении центрального правительства) должны улучшить механизмы своей работы свои и уточнить ответственных за управление в соответствии с рабочими целями и задачами «двойного сокращения». Необходимо определить рабочие приоритеты, ключевые цели, возможные слабые места в реализации проекта и т.д., а также проводить постоянный мониторинг. Нарушения законов и постановлений подлежат наказанию.

30) Усилить надзор и агитацию. Необходимо создать механизм подотчётности и строго привлекать к ответственности места, отделы, школы и связанных с ними лиц, ответственных за невыполнение обязанностей и неадекватные меры в процессе реализации «двойного сокращения». Все населённые пункты должны установить платформы наблюдения и специальные горячие линии для связи. Все провинции (автономные районы и муниципалитеты, находящиеся в непосредственном подчинении центрального правительства) должны своевременно обобщать положительный опыт и передовые методы работы по «двойному сокращению», проводить кампании по его продвижению. Средства массовой информации должны отражать общественное мнение и создавать благоприятную социальную атмосферу.

Наряду с реализацией «двойного сокращения» в рамках обязательного образования также необходимо координировать обучение во внешкольных образовательных организациях для дошкольников от 3 до 6 лет и старшеклассников. Для дошкольников должно быть категорически запрещено онлайн-обучение, а офлайн (в том числе иноязычное) следует проводить в рамках дошкольных классов, дошкольных переходных классов и т. д. Также прекращена регистрация новых внешкольных образовательных организаций для дошкольников и старшеклассников. Управление внешкольными учебными заведениями для старшеклассников осуществляется согласно соответствующим положениям настоящего заключения.

24.07.2021 ИА «Синьхуа»