По словам Раковой, пока образование будет вытягивать из прошлого содержание, транслировать и ретранслировать это детям через учителей, мы не получим того результата, на который нацеливается ФГОС 4.0.
Марина Ракова считает, что со стороны государства не происходит ранжирования, финансовые средства вкладываются абсолютно одинаково на каждого, без учета того, что потребности у ребят совершенно разные.
«Объем средств должен двигаться в соответствии с тем, что действительно востребовано и необходимо каждому конкретному ребенку. Это станет возможным только тогда, когда мы научим учителей разнообразию, привьем ценность и важность разнообразия в детской и родительской среде. Это отдельный блок работ, который необходимо включать в экономическую модель», – подчеркнула она.В заключение Марина Ракова обозначила три основных контура при формировании инициативы ФГОС.
Во-первых, на сегодняшний день мы не можем включить опережающий контент в объекты нематериального актива, которые смог бы приобретать и отдельный учитель, и школа для осуществления общеобразовательных программ. Только учебники не дают возможности создать личность с компетенциями, необходимыми для XXI века.
Во-вторых, необходимо изменить систему монополизации предоставления источников знаний для реализации образовательных программ, перейти к модели опережающего контента, поддерживающей разнообразие, и выгрузить это в школу.
В-третьих, серьезная перманентная работа предстоит по формированию экосистемы для педагогов, которая будет поддерживать разнообразие, умение создавать и использовать опережающий контент.