Все стандарты нового поколения во всём мире выглядят как очень короткий документ, который рамочно задаёт ценности, рамочно фиксирует ориентиры и оставляет огромную свободу для самоопределения педагогам и организациям.
Кроме того, двойственность документа проявляется в том, что в нём практически все важные слова перенесены из ФГОС. В частности, фраза о том, что ребёнок должен являться субъектом своего учения. Также остались слова про инициативность и инициативу, самостоятельность, развитие воображения и игру.
Стоит заметить, что начиная с 2012 года, когда образовательные организации получили возможность создания и разработки своих собственных программ, совсем немногие воспользовались этим правом. Исследования показывают, что чаще всего в качестве собственной программы предъявляется одна из примерных программ.
То есть те, кто прокачаны, рефлексивны, готовы делать уникальную программу, и в этих условиях создадут ее. Но большинство поймает призыв к унификации и не будет искать способов реализовать собственные задачи.
Ольга Шиян,
доцент Дирекции образовательных программ,
ведущий научный сотрудник лаборатории
развития ребенка научно-исследовательского
института урбанистики и глобального образования МГПУ