События
Аналитика

10 июня состоялась работа группы «Дошкольное образование»

10 июня 2020 года в рамках дистанционной сессии «Развивающее образование» для проектных команд города Красноярска и города Южно-Сахалинска состоялась работа группы «Дошкольное образование».

Начиная работу группы, Евгений Крашенинников, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ, рассказал собравшимся о развитии творческого мышления ребенка дошкольного возраста.

Сначала лектор поприветствовал всех на английском языке, проявив тем самым лояльность к идее полилингвального образования. Далее он поддержал идею, прозвучавшую в лекции Александра Изотовича, о преемственности дошкольного и школьного образования, однако преемственность не означает идентичность двух этапов образования, у каждого этапа существуют свои возрастные задачи, но не нужно забывать, что существуют и разные педагогические системы.

В программе каждого детского сада декларируется, что она развивает творческие способности детей, и образовательные коллективы действительно качественно справляются с поставленными в программе задами. А вот по каким причинам педагогический коллектив решил развивать те или иные конкретные творческие способности детей? Важно понимать, что на творческих занятиях дети осваивают способ действия, который неминуемо пригодится им в последующей жизни, потому что, если ребенок умеет петь или танцевать, он обязательно найдет группу по интересам в подростковом возрасте и сможет проявить свои творческие способности, чтобы заявить о собственной личности в коллективе.

Важно понимать: несмотря на то, что образовательная программа – предмет договоренности педагогического коллектива, родители могут вступить в переговоры с педагогическим коллективом о том, чему дети обучаются на занятиях в детском саду. Правда, происходят такие дискуссии в дошкольном образовании далеко не всегда, чаще они протекают в школьной среде, потому что дошкольное образование все-таки еще воспринимается как дополнительное, ведь основными педагогами в дошкольном возрасте все-таки выступают родители, которые скорее воспринимают воспитателей как (в некотором смысле) коллег, с которыми хорошо поддерживать достаточно партнерские отношения,  чтобы можно было услышать ответы на интересующие вопросы о самочувствии ребенка в группе, его развитии в течение конкретного дня, месяца или года.

В этом смысле родителей приглашают на праздники в детские сады только для того, чтобы они сами могли убедиться, что их дети развиваются не на словах, а на деле.

Однако следует помнить, что дети в детском саду только осваивают начала разных направлений творчества, азы, которые в последующем раскрываются в их творческой личности. Поэтому не следует ожидать, что все усилия, которые прилагает педагогический коллектив, очевидны, что-то может и не найти отражения в развивающейся личности ребенка.

«Дорогие родители, не следует ожидать шедевров от детей уже в детском саду, будьте терпеливы, уже в школе они обязательно проявят то, чему вы научили их в садике, потому что любой творческий навык должен выдержаться, как благородный напиток. Если же не проявили в школе, то в колледже или университете уж обязательно, в этом и состоят гарантии дошкольного образования» – добавил лектор.

Однако творчество – это не только искусство, мышление тоже может быть творческим. Важно наконец уже пояснить различие между знаниями детей, умением моментально отвечать на вопрос взрослого и подлинным мышлением. Как же наблюдать такое различие? Речь идет о разных психологических процессах: память и мышление, которые могут быть самостоятельными фокусами педагогической мысли.

Как узнать, сфокусирована ли программа на развитии мышления, ведь мышление не видимо; как распознать, что усилия направлены именно на когнитивные способности и умения?

Заполняя память ребенка, воспитатели не делают его умнее; думать – не значит мыслить – подчеркнул эксперт.

Мышление – это решение задач, причем задача должна быть ребенком решена, то есть решение задачи должно увенчаться результатом, который действительно соответствует поставленной воспитателем задачи.

Задача, как правило, формулирует в виде вопроса, ответ на который ребенок ищет сам, в каком-то смысле долго и мучительно, и вот то, что долго и мучительно, как раз очень важно для когнитивного развития ребенка, потому что если ребенок совсем когнитивно не мучился, то, скорее всего, он воспользовался памятью, а не размышлял в действительности.

При этом важно понимать, что, как и в творчестве существуют разные жанры и исполнительские техники, в психологии мышления существуют разные техники размышления и технологии развития мышления. Два разных вида мышления: решение задачи по известной технологии и создание нового способа действия. Причем создание нового способа действия может случиться в любой сфере, не только в искусстве. Однако красота в том, что механизм создания нового един для многих разнообразных сфер культуры (от приготовления еды до создания нового направления в психологической науке) – подытожил лектор.

Ирина Воробьева, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ прочитала лекцию на дистанционной сессии «Развивающее образование» на тему «Оценка для развития».

Развивающая оценка качественного образования: для чего используется оценка качества образования? – предложила поисследовать совместно с участниками семинара Ирина Игоревна.

Участники семинара предлагали свои ответы в гугл-форме, таким образом участники могли видеть ответы друг друга, не только выразить свое личное мнение, но и познакомиться с ответами коллег из своего региона и региона, который, возможно, они никогда не посещали.

Чаще встречался ответ: для мониторинга и контроля.

Ирина Игоревна пояснила, что традиционно звучит именно такой ответ, поэтому важно опираться на существующие инструменты оценки качества именно для развития, а не для контроля в административном смысле слова. Оценка потенциально может быть развивающей, если в команде детского сада существует внутренний запрос на развитие и совершенствование.

Провокационный вопрос был адресован аудитории: может ли самооценка быть объективной? Практически Ирина Игоревна предложила помыслить немыслимое каждому участнику семинара. Лектор подчеркнула, что в выборе инструментов следует выбирать наиболее надежные инструменты: по квалификации экспертов, по обоснованности применимости того или иного инструмента в дошкольном образовании.

Лектор обозначила два типа применения шкалы: внешнюю оценку и самооценку. В шкале баллы начисляются от 1 до 7 баллов. Ноль в оценке отсутствует, потому что неудовлетворительный уровень качества образования может получить один или два балла, три и четыре балла получает самое минимальное качество образования по тому или иному показателю шкалы (к слову, в шкале ECERS-R 43 показателя, в новом варианте шкалы ECERS 3 – 35 показателей), пять и шесть получает отличное качество (другими словами – очень хорошее качество), семь баллов получает высокое качество. По разным показателям могут быть разные баллы.

Ирина Игоревна обратила внимание участников, что во многих группах детских садов материалы и мебель располагаются определенным образом, как правило, команда детского сада руководствуется стандартом дошкольного образования, СанПиНами и примерной образовательной программой, поэтому группы в разных городах выглядят очень похоже. При этом важно понимать, что группы, в которых среда выглядит иначе, не обязательно нарушают стандарт, правда, могут нарушать СанПиНы (надо сказать, что дискуссия о формулировках СанПиНов ведется продолжительное время экспертами и практиками).

Взаимодействие в группе может соответствовать разным корпоративным культурам, по типам они могут быть либо достаточно директивными, либо относительно демократическими, но надо понимать, что в эти термины все вкладывают свои смыслы.

Елена Воробьева