Новости ФПГ

Как система Монтессори помогает детям стать успешными в жизни

Мероприятие проводится в рамках проекта «Онлайн-навигатор для родителей», разработанного Институтом проблем образовательной политики «Эврика» при поддержке Фонда президентских грантов.

Цель проекта – познакомить родителей с образовательными методиками, которые помогают воспитывать и развивать детей.

От наблюдательности до способности менять мир

Мария Монтессори – основоположник системы свободного воспитания, которая была разработана в конце XIX века.

В основе программы и работы школы – принципы Марии Монтессори, которая считала, что взрослые должны занять исследовательскую позицию по отношению к ребенку, стараясь раскрыть секрет детства. Значение первых двух лет жизни настолько велико, что оно формирует всю будущую жизнь человека.

Отличительная особенность Монтессори-метода – опора на внутренние силы ребенка. Природа человека раскрывается в благоприятных для него условиях и помогает ему строить самого себя.

Именно в дошкольном периоде педагогам необходимо создать все условия для совершенствования природных задатков ребенка, в том числе сенсорных способностей, пространственного воображения, ощущения параметров предмета, мелкой моторики, умения различать цветовые оттенки, и на основе всех этих навыков развивать речь.

При этом надо учитывать особенности так называемых сензитивных периодов https://www.rebenok.com/info/earlydevelopment/montessory/53383/ в жизни человека от 0 до 24 лет: их всего 4, каждый из них длится по 6 лет и характеризуется определенным типом развития мозга и поведения. Например, для ребенка на первой стадии развития в возрасте 2,5 лет характерны наблюдательность, способность замечать мельчайшие детали и изменения, происходящие вокруг. Позже формируются речь, интерес к буквам и числам и, что особенно важно, физическая независимость, стремление самостоятельно справляться с бытовыми ситуациями.

По словам Валентины Михайловой, в дошкольных группах школы Монтессори дети самостоятельно одеваются, раздеваются, сервируют стол, кладут себе еду, убирают за собой, поддерживают порядок в классе. Всему этому их учат педагоги.

«Умные игрушки», которые помогают познавать мир

Но все это не происходит само собой, поэтому в школе Монтессори для каждой возрастной категории организуется специально подготовленная предметно-пространственная развивающая образовательная среда - от игровой для дошкольников до лабораторий и специальных гаджетов для подростков 12-15 лет.

Для дошкольников предусмотрены дидактические материалы, сгруппированные в строгой последовательности и размещенные на соответствующих полках для ориентации детей. Полки размещены не выше уровня глаз ребенка, чтобы ему было удобно воспользоваться ими во время занятий. А поскольку индивидуальные занятия часто проходят не только за столиками, но и на полу, то для этого приспособлены специальные коврики. Словом, все продумано до мелочей.

Материалы для самообучения ребёнка - это сенсорные эталоны и материализованные абстракции. Благодаря активному взаимодействию с этими "умными игрушками" ребёнок совершенствует свои чувства и упорядочивает мышление. Учение строится не на запоминании, а на понимании.

Взрослый предлагает ребёнку открыть законы окружающего мира самостоятельно. Поэтому для эффективной работы с ребенком должна быть подготовлена не только среда, но и взрослые – педагоги и родители. Если родители не будут разделять ценности системы Монтессори, результата от такой работы не будет.

Отвечая на вопрос участников семинара о том, существует ли отбор в школу Монтессори, Валентина Михайлова подчеркнула, что главное внимание на стадии приема уделяется именно собеседованию с родителями, тому, насколько им близки идеи Монтессори.

«Нормализованный ребенок» как результат воспитания

Результатом такого совместного воспитания, по идее Монтессори, должен стать «нормализованный ребенок». Нормализация – уникальный процесс, который Мария Монтессори открыла в развитии детей. «Нормализованный ребенок» обладает любовью к порядку и к работе. Ему присуща спонтанная концентрация внимания, принятие реальности, способность к свободному выбору, послушание, независимость, инициативность, самодисциплина и жизнерадостность. И еще одно важное качество – умение коммуницировать.

В детских садах и школах Монтессори занятия часто проходят в разновозрастных группах, где всем участникам очень важно договариваться о правилах, заключая так называемый «мирный договор».

По словам Валентины Михайловой, педагогам школы Монтессори удается добиться такого результата: их выпускники после 9-го класса поступают в колледжи или продолжают учебу в профильных старших классах.