Статьи

Семинар для педагогов как образовательное событие – в школе «Эврика» подвели итоги года

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Каждый учебный год в образовательном центре «Эврика» заканчивается семинаром, где команда педагогов в полном составе рефлексирует год прошедший и проектирует будущий.

В канун Дня защиты детей учителя, тьюторы, мастера, методисты, руководители школы «Эврика» собрались все вместе, чтобы проанализировать прошедший учебный год и продумать следующий шаг. Вишенкой на торте стала рисуночная рефлексия от художника Майи Мельниковой. Подробнее обо всём об этом в материале Татьяны Волошко.

Первый день семинара начался с привычного для педагогов и воспитанников школы «рефлексивного круга». Учителя, мастера и тьюторы, глядя друг другу в глаза, обменивались честными мнениями, суждениями и предложениями.

Бочка мёда и полезная ложка дёгтя

Участникам семинара было сложно выделить какое-то одно «лучшее» событие, потому что практически всё, что происходило в этом году, стало ярким, даже прорывным событием. Отдельно отмечали спектакль по мотивам Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», осеннюю ярмарку, квиз, события в творческих мастерских и «Я-студии» и даже выездное мероприятие по технике безопасности. А конференция для первоклассников произвела незабываемые впечатления даже на тех, кто не присутствовал, а только слышал о ней. Первоклашки достойно и бесстрашно представляли свои проекты экспертам и гостям, демонстрируя умение анализировать, аргументировать и отвечать на самые сложные вопросы. А разве можно забыть недавний выпускной?
Среди достижений года были отмечены уникальные проекты учеников, содержательные события мастерских и «Я-студии», партнёрство школы и детского сада.
По словам руководителя школьного структурного подразделения Виктории Думчевой, в этом году удалось организовать «правильное» взаимодействие школы и детского центра. Были проведены взаимообучающие образовательные события, вдохновившие на создание форматов «по мотивам».

По мнению большинства педагогов, нельзя назвать удачным эксперимент по переходу на блочно-модульное обучение. К такому переходу не были готовы ни учителя, ни родители, ни дети. В итоге хорошая идея не вылилась в позитивный опыт. Однако некоторые педагоги убеждены, что эксперимент был прерван преждевременно.

Не состоялось также проникновения полилингвальности во все процессы жизнедеятельности школы, как не совсем сложился «диалог культур», лежащий в основе идеи полилингвальности.

Не хватило в этом году и детской инициативности. Возможно, потому что педагоги немного «задавили» детей своими задумками и не оставили им места для проявления их инициативы.

Многими участниками семинара было отмечено отсутствие объединяющих тем и по-настоящему партнёрских отношений между учителями, мастерами и тьюторами, что препятствует созданию полиразвивающей среды.

Содержательная дискуссия развернулась вокруг достижения академических результатов. По словам заместителя директора Ольги Устюговой, результаты ребёнка – это главный результат работы учителя, по которому судят о его эффективности.

Педагоги подняли важную тему создания системы оценивания результатов. Ещё отчётливее сформировалась потребность в конструкторе. Также о потребности в конструкторе и программе заявили мастера. В свою очередь, тьюторы посетовали на оторванность мастеров от учебного процесса.

В числе минусов педагоги также назвали отсутствие механизма совместного проживания детского центра и школы, сложности во взаимодействии с родителями и не совсем удавшиеся попытки «втянуть» родителей в планирование.

Звучали реплики о непонимании своих задач и отсутствии конкретных инструментов. Педагоги акцентировали внимание на необходимости создания системы оценивания и особенно метапредметных результатов.

Сразу после «круга» участники семинара по направлениям представили результаты своей работы.

Маяк для тьюторов, или тьюторы как маяк?

В качестве символа к своей презентации команда тьюторов выбрала маяк. Уже сам образ маяка стал поводом к комментариям в зале. Для кого-то маяк – статичный объект, что противоречит динамичному функционалу тьюторов, другим же показалось, что лестница на маяке символизирует движение вверх, а значит, придаёт динамику. А кто-то предположил, что тьюторы сами нуждаются в этом маяке, поэтому образ выбран неслучайно.

В своём выступлении тьюторы рассказали о четырёх направлениях своей работы: формирование самостоятельности, выстраивание партнёрских отношений с родителями, профессиональное развитие и выстраивание взаимоотношений с педагогическим коллективом. Во всех направлениях были как сильные стороны, так и задачи на будущее.

Среди сильных сторон – организация утреннего и вечернего «кругов», планеры, достигаторы, листы самооценки результатов самостоятельной работы, разные формы поощрений (наклейки). Были сделаны первые шаги в организации педагогической консультации на самостоятельной работе. Велась совместная подготовка детей к научно-практической конференции, осуществлялась организация консультаций для родителей (педагог + учитель + тьютор). Были организованы совместные образовательные события и путешествия. Тьюторы приняли участие в образовательных стажировках.
А самое главное – сложилась дружная тьюторская команда – один за всех и все за одного!
Тьюторы определили для себя и свод задач по всем четырём направлениям. Среди них создание медиа-плана для чатов; включение родителей в совместное планирование мероприятий, обучение (расширение инструментария тьюторов), стажировки; проектирование событий с детским центром; совершенствование системы оценки качества образования (единые подходы); разработка система записи на мастерские; совместное планирование общешкольных мероприятий.

Некоторые задачи были поставлены тьюторам коллегами во время общего «рефлексивного круга»: интеграция тьюторского сопровождения в культурное поле, необходимость конкретных способов и методов, а не только поддержки, разработка личной образовательной траектории и даже программы ребёнка.

НЕуроки: достижения, проблематика и следующий шаг

Группа мастеров в своём интерактивном выступлении порадовались тому, что им удалось удержать интерес детей и вовлечь в деятельность «сложных» детей.

Ими были созданы разнообразные творческие продукты детей в сопровождении мастерами участников мастерской от замысла до презентации. Также случился опыт коллаборации (мультфильмы, театральные постановки) и разновозрастное сотрудничество.
Был сформирован навык ответственного выбора через организацию оценивания результата и демонстрация уникальности через форматы презентации: спектакль, кинозал, концертный номер, стендовая защита, устный комментарий работы, гостевание, игротека.
В качестве слабых сторон были отмечены: отсутствие плана, стихийность возникновения задач, что затрудняет воплощение собственных замыслов, сложность самоопределения педагога, проблемы с расписанием мастерски, нестабильный состав участников мастерской – это усложняет реализацию принципа цикличности деятельности на мастерской, недостаточное количество «коллабов», разновозрастной состав группы (часто трактуется как недочёт организации, а не как ресурс развития).

На следующем шаге необходимо разработать механизм планирования, соответствующий укладу школы, и спроектировать механизм сотрудничества – от коллаборации к партнёрству и усовершенствовать систему оценивания образовательных результатов на мастерских и «Я-студии».

Полилингвальность: возникла интересная трудность

Координатор полилингвальной программы Анна Шашкова уверена в том, что полилингвальная среда создаёт такие условия, которые позволяют и ребёнку, и взрослому развивать компетенции, необходимые в глобальном, быстро меняющемся мире.

Важно помнить, что каждый человек является носителем своей уникальной культуры, а значит, должен быть погружён в формирование полилингвальной среды уже на этапе её проектирования, формирования и наполнения.
Что нужно сделать, чтобы это случилось? Ответ прозаичен: сесть и совместно спроектировать.
Среди успехов года группа отметила заметное улучшение навыков использования английского языка у участников полилингвального клуба. Появилась уверенность (достаточная для про-активного участия в событиях). Успехи видны не только педагогам английского языка, их отмечают и другие взрослые, и дети – учителя, родители, друзья. Один из ребят, Макс, сейчас переезжает в Канаду, и он, и его семья благодарили педагогов за то, что Макс больше не боится говорить на английском и свободно им пользуется.

Хотелось бы больше длительных проектов, особенно с включением разных педагогов.
Кроме того, возникла интересная трудность, с которой раньше не сталкивались: при смешении английского и японского дети отторгают японский, предпочитая английский.
Коллеги предполагают, что это происходит из-за сложности японского языка и его непохожести на привычный английский.

Учителя – про академическую успешность

Как достигать академическую успешность, не нарушая концепцию развивающего обучения? Этот вопрос был поднят на семинаре не единожды и ответ на него ещё предстоит найти.

Под академической успешностью следует понимать достижение результатов в образовательной сфере, включая успеваемость и личностный рост в академической среде.
Группой было отмечено, что требуется разработка рабочей программы в виде конструктора (гибкого инструмента планирования).
Для того, чтобы отслеживать академические результаты, нужны оценочные листы по итогам диагностических и проверочных работ, «Столбики», комментарии мастеров «Я-студии» и мастерских, персональный профиль ученика и SWOT-анализ, и портфолио ученика.

Также группой была представлена схема взаимодействия с родителями, включающая совместное проектирование индивидуальных образовательных программ в сентябре, предъявление промежуточных результатов и коррекцию программ в декабре и итоговую презентацию в мае.

Рождение четырёх проектных групп

Исходя из заявленной проблематики, сложились четыре важных направления:

  • Открытость (переход, стажировки, маркетинг)
  • Совестное планирование (интеграция, сообщества, система управления, система управления образованием, включение родителей)
  • Академическая успешность (индивидуальная образовательная программа, апгрейд, система оценки качества)
  • Система оплаты труда, инициативность, аттестация, СОК (система оценки качества).
Во второй день семинара педагоги представили разработки проектов по этим четырём направлениям. А потом, снова разбившись, но уже на три команды, решали психолого-педагогические кейсы.

Продолжение следует…