В эти дни должны открыться и школы. Не все и не везде. Наплыва учеников, скорее всего, не будет. Во-первых, старшеклассники-лицеисты смогут сесть за парты только в июне, а учащиеся помладше из колледжей лишь выборочно – чуть пораньше. Ну, а во-вторых, многие родители из-за опасения, что дети подцепят вирус от однокашников, намереваются продержать их дома до каникул, которые начнутся в первых числах июля. Тем более, что местное минобразования не возражает: никакой обязаловки нет.
На чем в этом ведомстве настаивают, так это, чтобы в школы вернулись «декрошёры» – так во Франции называют отстающих, тех, кто и раньше, мягко говоря, не блистал на уроках. Сейчас же после двух месяцев тотального карантина их отставание, как на днях заявил глава профсоюза учителей Sneeta-FO Паскаль Вивье, приобрело «катастрофический характер». И этому есть весьма веская причина, имя которой «цифровое неравенство».
В принципе оно и раньше существовало между ребятами из семей среднего и выше классов, и теми, кто обитает в многочисленных социально неблагополучных «банльё» – бедных районов вокруг Парижа и других крупных городов. Тамошние жилые комплексы, где перемежаются отстроенные в 60-х годах прошлого столетия дома-пеналы, то поставленные на попа, то лежащие на боку, заселены в своей массе выходцами из североафриканских и прочих стран третьего мира. Они давно считаются бетонными символами социального и экономического раскола в стране, который до сих пор не удалось преодолеть ни одному из сменявших друг друга правительств.
Теперь к этому неравенству COVID-19 добавил еще одно – цифровое, а если точнее, то усугубил его до такой степени, что для многих тамошних ребятишек, какими бы усердными они не были, перспектива найти себе достойное место в жизни становится просто не реальной. И этому есть более чем веские причины.
Рассказывает девчушка из парижского пригорода Сартровиль: «Нас пятеро сестер и братьев в возрасте от 9 до 15 лет. Всех перевели на отдаленное обучение. Квартира маленькая, друг другу мешаем, а компьютер один на всех. Поэтому старшие пытались пользоваться смартфоном, но оказалось, что слишком сложно, а поэтому просто махнули рукой…»
Ее почти одногодка 10-летняя Сурия, в доме которой кроме мобильного телефона никаких других гаджетов нет, попала в числе «декрoшёров» по той же причине. «Экран телефона маленький, вот я и с заданиями не справляюсь», – делилась она в одном телерепортаже. И таких историй великое множество, что подтверждают также многие педагоги.Майя, учительница начальной школы в восточном пригороде Парижа Баньоле, жалуется: «Из 23-х учеников моего класса мне удалось поддерживать контакт только с семерыми». Еще хуже дела у ее коллеги Сары из не менее проблемного городка Сарсель (департамент Валь-д»Уаз): «Лишь 20 ребят из 150 кое-как продолжали учиться в эти два карантинных месяца». По ее словам, чрезвычайная ситуации, вызванная «ковидом», сделало отставание ребят практически невозвратным. Тем более, что какой-либо помощи от пап и мам детям ждать не приходится: те сами не в ладах ни с грамматикой, ни с другими школьными дисциплинами.
Более того, даже следить за тем, чтобы дети занимались, они не могут. Как рассказывает секретарь столичного профсоюза преподавателей Snuipp-FSU Элизабет Кютас, родители из тех районов заняты на «необходимых» в условиях карантина, но не сильно престижных в обычное время работах. Все они – сборщики городского мусора, кассирши, посыльные, медсестры, грузчики продмагов, посыльные – возвращаются домой под вечер сильно уставшими, и до уроков детей, понятно, руки у них не доходят. Это не говоря уже о том, что с техникой они, как правило, также не в ладах.
Совсем дело швах в школах с техническим уклоном, куда попадают в основном ребята их малоимущей среды, а таких 700 тысяч человек. Так вот, по данным профильного профсоюза учителей, в числе «декрошёров» в этом году могут оказаться от 30 до 40 процентов местных пэтэушников.
Как считает профессор Университета Лилля, эксперт в области демографии Натали Шюссо, условия, в которых оказались из-за карантина дети бедных окраин, »углубили пропасть между ними и их одногодками».
Образование во Франции всегда считалось своего рода надежной путевкой в обеспеченное будущее. Однако сегодня усугубившееся цифровое неравенство делит ребят на родившихся в «правильным семьях» и тех, кто рискует завтра стать новыми »отверженными».