Новости "Эврики"

Ирина Абанкина: В экономике школы чрезвычайно важно стратегическое планирование

23 мая 2020 года на общероссийском экспертном сетевом семинаре «Инициатива ФГОС 4.0: экономика образования» заслуженный профессор Института образования НИУ Высшая школа экономики представила доклад «ФГОС 4.0: экономика со-действия в сетевом формате».

В начале своего выступления эксперт подчеркнула, что экономика – это про будущее и про то, каким образом из будущего можно сформировать оптимальное образовательное пространство уже сегодня.  

В своём докладе Ирина Абанкина рассказала об экономических механизмах для реализации «Инициативы ФГОС 4.0».

По словам эксперта, эти механизмы должны обеспечивать персонифицированную образовательную траекторию и управление результатами, а не затратами. Фактически можно говорить об инвестиционной модели управления образовательными результатами каждого конкретного обучающегося.


Экспертом обозначены ключевые модели экономики образования: индустриальная модель, модель непрерывного образования и цифровая персонифицированная модель.

Говоря о современной ситуации, Ирина Абанкина заметила, что в регионах Российской Федерации наблюдается тенденция глубокой дифференциации по удельным расходам на образование. Многие регионы проводят политику экономии на учебных расходах и ставят под угрозу качество образования.

Как показывает анализ, лишь незначительная часть регионов планирует учебные расходы на достаточно уровне для качественного обеспечения учебного процесса. Остальные регионы планируют расходы на уровне средней стоимости одного учебника, а некоторые – значительно ниже.

Ирина Абанкина зафиксировала низкую степень доведения до образовательных организаций бюджетных средств, поэтому системы образования многих субъектов Российской Федерации можно считать недофинансированными.

Также эксперт представила модель реализации образовательных программ в сетевой форме, предполагающую возможность образовательной организации оплачивать реализацию части основной образовательной программы другими организациями.

«Сегодня без подключения образовательных и необразовательных организаций, налаживания грамотного сетевого взаимодействия обеспечить качество образования достаточно сложно», – подчеркнула эксперт.


Структурными компонентами экономики «Инициативы ФГОС 4.0» могут стать следующие тезисы эксперта:
  • Финансовое обеспечение муниципального задания выделяется для реализации основной части образовательной программы;
  • Вариативная часть образовательной программы по выбору учащихся и их семей (предметы и модули по выбору, профили, профориентация, внеурочная деятельность, дополнительное образование) реализуется через персонифицированное финансирование на основе сертификата;
  • Для оценки результатов, мониторинга достижений, проведения итоговой аттестации могут использоваться разные механизмы: муниципальное задание, сертификат или закупки на конкурсной основе;
  • Содержание имущественного комплекса и его обслуживание могут Ирина Абанкина предложила механизм формирования фонда стимулирования образовательных организаций (сверхнормативного финансирования), основывающийся на муниципальном рейтинге образовательных организаций в отчетном финансовом году. Эксперт заметила, что когда мы говорим об экономике образовательной организации, чрезвычайно важно стратегическое планирование, когда стратегический план развития школы диктует набор финансовых инструментов, которые можно использовать.

Экономика в «Инициативе ФГОС 4.0» по мнению Ирины Абанкиной – это финансирование целого спектра тех или иных услуг и на основе государственного задания, и на основе персонифицированного финансирования, и закупок.

Актуальная программа и материалы семинара доступны по ссылке.

Презентации спикеров.