В любом проекте сначала формируется образ, эскиз, некая модель результатов, а затем на эту модель рассчитываются различные условия.
По словам эксперта, экономика не должна развиваться сама по себе. Если реформы в области оптимизации, планирования, оплаты труда, системы финансирования не связаны с моделью, то ничего не получится.
«Каков образ будущего? Мы ожидаем результаты сборки 4 июня, после чего станет ясно, как мы будет рассчитывать условия», – считает академик.
Михаил Левицкий обозначил несколько вопросов, ответы на которые определят, какими будут экономические последствия и какой должна быть материально-техническая база.
- Если мы поддерживаем формирование учебной деятельности как проектной и исследовательской, каковы масштабы внедрения этих технологий? «Сетевая модель вряд ли может охватывать всю массовую школу РФ. Переход на эти методы заставляет нас пересмотреть представления о не менявшейся столетиями классно-урочной системе. Есть, например, модели перевёрнутого урока, где значительное место занимают элементы самообразования», – комментирует академик.
- Каким образом внедрять цифру в образовательную деятельность? «Мы будем реализовывать цифровые технологии через массовое насыщение школы или пойдём путём формирования личных кабинетов учащихся? Зачастую школьная техника не используется, простаивает, зато дома у школьников её может не быть. У каждого школьника должен быть компьютер/планшет/смартфон, что не предусмотрено никакими стандартами. А отсутствие электронных учебников – пробел нашего правового регулирования», – заключает Михаил Левицкий.
- Всё большее число учащихся уходят из школы и продолжают учиться посредством других форм образования. Эту тенденцию можно продолжать игнорировать, а можно подумать о том, каким будет финансирование. Ваучерное финансирование в определённой степени этот вопрос решает. «Каковы масштабы ухода из школ? Как будет существовать школа, если из неё уходит 10–15%. Должны быть изменения в самой структуре финансирования, кадров и так далее», – уверен Михаил Левицкий.
- Как будет организовано финансирование? Персонифицированное финансирование может прервать цепочку диалектического взаимодействия. «Влияет ли финансирование на качество образования? Если да, то единого образовательного пространства в России нет. Финансирование везде разное, а требования – одинаковые. Получается, финансирование на качество не влияет? Это, разумеется, не так», – заключает Михаил Левицкий.
Академик подчеркнул важность обозначенных им вопросов.
Актуальная программа и материалы семинара доступны по ссылке.
Презентации спикеров.