С 21 по 25 апреля в Воронеже состоялась очная сессия дополнительной профессиональной программы «Организация исследовательской и экспериментальной деятельности обучающихся». В ней приняли участие 50 команд, каждая из которых включала трех специалистов: учителя физики, психолога и представителя школьной администрации. Впечатлениями от семинара поделилась Елена Екешева, учитель физики школы № 4 г. Борисоглебска Воронежской области.
– Курсы повышения квалификации мы проходим очень часто. У нас их огромное количество. Но когда я оцениваю их результат после завершения, то прихожу к выводу, что полученный мною теоретический объем информации, может быть, даже важный, тяжело усваивается по двум причинам. Во-первых, этой теории очень много. Во-вторых, онлайн-формат затрудняет понимание, и из-за отсутствия практической составляющей эффективность таких курсов снижается.
На очной сессии в Воронеже мы увидели совсем другой подход. Прежде всего, это было живое общение и очень много практики.
– Курсы повышения квалификации мы проходим очень часто. У нас их огромное количество. Но когда я оцениваю их результат после завершения, то прихожу к выводу, что полученный мною теоретический объем информации, может быть, даже важный, тяжело усваивается по двум причинам. Во-первых, этой теории очень много. Во-вторых, онлайн-формат затрудняет понимание, и из-за отсутствия практической составляющей эффективность таких курсов снижается.
На очной сессии в Воронеже мы увидели совсем другой подход. Прежде всего, это было живое общение и очень много практики.
Нам предлагалось освоить все этапы экспериментальной деятельности, пройдя путь проб и ошибок. И все это сопровождалось постоянной рефлексией, мозговым штурмом, обсуждением идей.
И каждый день этих курсов мы не просто учились, а проживали новые знания – интеллектуально и эмоционально, в постоянном общении с коллегами. Это был интенсив, после которого мы даже не чувствовали усталости, настолько мы были вовлечены в этот процесс. Каждая встреча приносила новые знания и впечатления. И даже тот теоретический материал, который нам давался в формате видеоконференции, был интерактивным и проходил в режиме вопросов и ответов. То есть дистанционные технологии не мешали живому общению.
Кроме того, эти курсы отличались от традиционных тем, что от каждой школы приехали команды в составе трех человек: учитель физики, психолог и представитель школьной администрации. Отдельные занятия для специалистов сочетались с общими. Например, зачетную работу, посвященную введению экспериментальной деятельности по физике в школе, мы выполняли и публично презентовали всей командой на итоговом занятии. При этом завуч рассказала о том, как организовать экспериментальную деятельность в школе, учитель – о том, как это сделать на уроке, психолог представлял свой блок сопровождения и оценивания и говорил о разъяснительной работе с родителями при введении этого вида деятельности.
Иными словами, все нюансы мы подробно продумали еще на курсах, обобщили наши идеи, сформулировали выводы и, таким образом, этот проект уже был готов к реализации практически с нового учебного года.
Важно отметить, что исследовательская и экспериментальная деятельность уже не первый год внедряется в школах как на уроках, так и внеурочно. Но что для меня было действительно новым, так это качество экспериментальных задач, которые нам предложили на курсах: их составляли суперспециалисты. Сложные и очень современные технические вопросы сформулированы красиво и логично, увлекательно и доступно для понимания детей даже младшего школьного возраста. Такие задачи способны заинтересовать и даже заинтриговать, замотивировать детей думать, искать решения. Теперь в нашем распоряжении будет такой ценный дидактический материал для дальнейшей работы.
Очень важным было и общение с коллегами – непринужденное, неформальное и в то же время конструктивное и деловое. На этих курсах мы не отсиживали часы в пассивном прослушивании информации, а проживали активно каждый момент эмоционально и профессионально. Да еще и очень продуктивно, если иметь в виду конечный результат – проект о введении экспериментальной деятельности в школе.
И когда мы на итоговом занятии ознакомились с зачетными работами наших коллег, мы поняли, сколько интересных идей мы можем у них позаимствовать. Мы увидели, что школы не стоят на месте, а развиваются и совершенствуются.
Поясню, что, согласно школьной программе, физика начинает изучаться официально с седьмого класса, а на курсах нам предлагалось разработать проект пропедевтических курсов по этому предмету.
Некоторые школы предлагали начинать такой курс с четвертого класса, другие – с пятого, с шестого, и обосновали почему. Каждая команда исходила из возможностей своей школы.
Дело в том, что к седьмому классу интерес к эксперименту несколько угасает, а нам важно его вовремя подхватить и зажечь. На уроках мы должны давать классические научные знания, на эксперименты уже не остается времени, поэтому пропедевтический курс физики лучше вводить внеурочно и до седьмого класса. И, на мой взгляд, эффективнее всего был бы интегрированный курс естествознания, включающий, кроме физики, химию и биологию. Но здесь важно избежать крайностей: не превратить это полезное начинание в рутину, в обязаловку ради отчетности.
Кроме того, эти курсы отличались от традиционных тем, что от каждой школы приехали команды в составе трех человек: учитель физики, психолог и представитель школьной администрации. Отдельные занятия для специалистов сочетались с общими. Например, зачетную работу, посвященную введению экспериментальной деятельности по физике в школе, мы выполняли и публично презентовали всей командой на итоговом занятии. При этом завуч рассказала о том, как организовать экспериментальную деятельность в школе, учитель – о том, как это сделать на уроке, психолог представлял свой блок сопровождения и оценивания и говорил о разъяснительной работе с родителями при введении этого вида деятельности.
Иными словами, все нюансы мы подробно продумали еще на курсах, обобщили наши идеи, сформулировали выводы и, таким образом, этот проект уже был готов к реализации практически с нового учебного года.
Важно отметить, что исследовательская и экспериментальная деятельность уже не первый год внедряется в школах как на уроках, так и внеурочно. Но что для меня было действительно новым, так это качество экспериментальных задач, которые нам предложили на курсах: их составляли суперспециалисты. Сложные и очень современные технические вопросы сформулированы красиво и логично, увлекательно и доступно для понимания детей даже младшего школьного возраста. Такие задачи способны заинтересовать и даже заинтриговать, замотивировать детей думать, искать решения. Теперь в нашем распоряжении будет такой ценный дидактический материал для дальнейшей работы.
Очень важным было и общение с коллегами – непринужденное, неформальное и в то же время конструктивное и деловое. На этих курсах мы не отсиживали часы в пассивном прослушивании информации, а проживали активно каждый момент эмоционально и профессионально. Да еще и очень продуктивно, если иметь в виду конечный результат – проект о введении экспериментальной деятельности в школе.
И когда мы на итоговом занятии ознакомились с зачетными работами наших коллег, мы поняли, сколько интересных идей мы можем у них позаимствовать. Мы увидели, что школы не стоят на месте, а развиваются и совершенствуются.
Поясню, что, согласно школьной программе, физика начинает изучаться официально с седьмого класса, а на курсах нам предлагалось разработать проект пропедевтических курсов по этому предмету.
Некоторые школы предлагали начинать такой курс с четвертого класса, другие – с пятого, с шестого, и обосновали почему. Каждая команда исходила из возможностей своей школы.
Дело в том, что к седьмому классу интерес к эксперименту несколько угасает, а нам важно его вовремя подхватить и зажечь. На уроках мы должны давать классические научные знания, на эксперименты уже не остается времени, поэтому пропедевтический курс физики лучше вводить внеурочно и до седьмого класса. И, на мой взгляд, эффективнее всего был бы интегрированный курс естествознания, включающий, кроме физики, химию и биологию. Но здесь важно избежать крайностей: не превратить это полезное начинание в рутину, в обязаловку ради отчетности.
Принудиловка губит творчество, у педагога должно оставаться право выбора.
Пропедевтический курс экспериментальной физики (или естествознания) хорош тем, что ребенок, изучающий предмет в таком свободном формате, чувствует себя успешным, а это очень важно. Он осваивает новое не ради оценки, а ради интереса, он свободен от страха получить «неуд», ему дается шанс не только пробовать, но и ошибаться. Главная цель такого процесса – научить ребенка думать, разбудить его интеллект, заставить его работать. И не важно, на каком предмете это происходит.
Поменьше отчетности, побольше творчества – именно такие возможности дает внеурочная деятельность, и результат обеспечен! Но и о классическом фундаментальном образовании нельзя забывать – это базис, а эксперименты – надстройка, и необходимо найти разумный баланс, золотую середину между двумя этими составляющими.
На курсах нам дали возможность самим поучаствовать в экспериментах, апробировать эти идеи на практике и предложить свои способы их реализации. Ценно то, что мы сами искали эти способы, потому что готовые решения не приживаются и не имеют будущего.
В конце занятий мы поделились впечатлениями и обменялись контактами с коллегами из других школ. Надеюсь, наше сотрудничество продолжится, и спасибо организаторам курсов за возможность не только приобрести новые знания, но и новые деловые знакомства.
Поменьше отчетности, побольше творчества – именно такие возможности дает внеурочная деятельность, и результат обеспечен! Но и о классическом фундаментальном образовании нельзя забывать – это базис, а эксперименты – надстройка, и необходимо найти разумный баланс, золотую середину между двумя этими составляющими.
На курсах нам дали возможность самим поучаствовать в экспериментах, апробировать эти идеи на практике и предложить свои способы их реализации. Ценно то, что мы сами искали эти способы, потому что готовые решения не приживаются и не имеют будущего.
В конце занятий мы поделились впечатлениями и обменялись контактами с коллегами из других школ. Надеюсь, наше сотрудничество продолжится, и спасибо организаторам курсов за возможность не только приобрести новые знания, но и новые деловые знакомства.
Елена Екешева,
учитель физики школы № 4
г. Борисоглебска Воронежской области