16 Марта 2024 года Институт проблем образовательной политики «Эврика» организует Международное образовательное онлайн-путешествие во Вьетнам для педагогов детских садов, управленцев, экспертов и родителей. Каждый участник сможет познакомиться с опытом работы трёх детских центров и приобщиться к вьетнамским традициям.
Корреспонденты «Вестей образования» поговорили со специалистами трех детских центров – участников предстоящего онлайн-путешествия и выяснили, что их отличает от других детских садов и каким опытом они могут поделиться со своими российскими коллегами.
Корреспонденты «Вестей образования» поговорили со специалистами трех детских центров – участников предстоящего онлайн-путешествия и выяснили, что их отличает от других детских садов и каким опытом они могут поделиться со своими российскими коллегами.
Детский центр «Eduplay»: Как совместить увлекательное с познавательным?
– Девиз вашего центра – «Западное образование и восточные ценности». Являются ли эти слова вашим педагогическим кредо и как вы его воплощаете на практике?
– Мы стремимся познакомить детей не только с достижениями западного мира – такими, как знание английского языка, технологии, обучение на основе запросов, но и научить наших воспитанников ценить национальные традиции своей страны, связанные с культурой, семейной жизнью, уважением к старшим.
– Как в вашем центре реализуется принцип билингвального обучения?
– Изучение английского и родного языка у нас сбалансировано: дети от 3 до 6 лет полдня занимаются английским, а полдня – вьетнамским. Причем занятия иностранным языком настолько разнообразны, что дети не устают и не скучают: кроме обычных уроков, это живое общение, игры, рассказы, песни, изготовление поделок. Но больше всего нашим детям нравится отмечать праздники: фестиваль полнолуния, Haloween, Рождество, Новый год. В эти дни ребята не только веселятся, танцуют и поют, но и демонстрируют свои знания по английскому языку, играя в спектаклях.
– Даете ли вы детям домашние задания?
– Вообще, у нас это не принято, но иногда мы делаем исключения для воспитанников старшей группы в возрасте 5–6 лет, если они не успели что-то изучить или освоить, так как им нужно подготовиться к поступлению в начальную школу.
– Мы стремимся познакомить детей не только с достижениями западного мира – такими, как знание английского языка, технологии, обучение на основе запросов, но и научить наших воспитанников ценить национальные традиции своей страны, связанные с культурой, семейной жизнью, уважением к старшим.
– Как в вашем центре реализуется принцип билингвального обучения?
– Изучение английского и родного языка у нас сбалансировано: дети от 3 до 6 лет полдня занимаются английским, а полдня – вьетнамским. Причем занятия иностранным языком настолько разнообразны, что дети не устают и не скучают: кроме обычных уроков, это живое общение, игры, рассказы, песни, изготовление поделок. Но больше всего нашим детям нравится отмечать праздники: фестиваль полнолуния, Haloween, Рождество, Новый год. В эти дни ребята не только веселятся, танцуют и поют, но и демонстрируют свои знания по английскому языку, играя в спектаклях.
– Даете ли вы детям домашние задания?
– Вообще, у нас это не принято, но иногда мы делаем исключения для воспитанников старшей группы в возрасте 5–6 лет, если они не успели что-то изучить или освоить, так как им нужно подготовиться к поступлению в начальную школу.
Детский центр «2010»: «Мы даем детям возможность пробовать, экспериментировать, проявлять инициативу»
– В вашем центре вы уделяете особое внимание исследовательской и экспериментальной деятельности. Какие темы особенно привлекают детей?
– За последние 10 лет педагоги нашего центра уделяли большое внимание изучению этого вопроса. Мы пришли к выводу, что исследовательская деятельность может быть увлекательной для дошкольников в том случае, если учитывать их потребности, способности, опыт и давать им возможность пробовать, экспериментировать, проявлять инициативу. Детей в этом возрасте больше всего интересуют темы, связанные с окружающей жизнью и природой, в том числе животные, состав воздуха, переработка мусора. Любят они и мастерить различные поделки: маски, зонтики, палатки.
– Насколько для вас важно сотрудничество с родителями и проводите ли вы совместные мероприятия с участием детей, их семей и педагогов?
– Да, таких мероприятий у нас проводится очень много. Кроме того, мы регулярно делимся опытом со своими коллегами, которые приезжают в наш центр из разных провинций и городов Вьетнама. Мы открыты для общения, и нам есть, о чем рассказать и педагогам, и родителям.
– За последние 10 лет педагоги нашего центра уделяли большое внимание изучению этого вопроса. Мы пришли к выводу, что исследовательская деятельность может быть увлекательной для дошкольников в том случае, если учитывать их потребности, способности, опыт и давать им возможность пробовать, экспериментировать, проявлять инициативу. Детей в этом возрасте больше всего интересуют темы, связанные с окружающей жизнью и природой, в том числе животные, состав воздуха, переработка мусора. Любят они и мастерить различные поделки: маски, зонтики, палатки.
– Насколько для вас важно сотрудничество с родителями и проводите ли вы совместные мероприятия с участием детей, их семей и педагогов?
– Да, таких мероприятий у нас проводится очень много. Кроме того, мы регулярно делимся опытом со своими коллегами, которые приезжают в наш центр из разных провинций и городов Вьетнама. Мы открыты для общения, и нам есть, о чем рассказать и педагогам, и родителям.
Детский центра «Mai dich»: «Родители не только получают информацию от педагогов, но и делятся с ними своими идеями»
– В последние годы образовательная программа вашего детского сада ориентирована на физическое развитие детей. Как вы организуете эти занятия?
– Поскольку Mai dich Kindergaten относится к детским садам высокого уровня, мы имеем право разрабатывать свою собственную программу, направленную на физическое развитие детей. Ее главные тезисы можно сформулировать так:
– Как строятся отношения между учителями и родителями? Могут ли родители влиять на образовательный процесс, высказывать свои предложения или с чем-то не соглашаться?
– В самом начала учебного года, на родительском собрании, учителя устраивают презентацию программы физического воспитания, рассказывая о ее целях, задачах, разъясняя родителям значение и преимущества физической активности и фитнеса для здоровья и развития детей. Такие презентации часто сопровождаются оживленными дискуссиями между учителями и родителями, которые высказывают свои замечания и предложения по физическому воспитанию детей. Также мы создали в соцстях группу class Zalo, чтобы учителя и родители могли обмениваться идеями и опытом для проведения эффективных занятий по физическому воспитанию. Мы делаем еженедельную и ежемесячную рассылку для родителей о реализации программы обучения, отправляем им фотографии и видеозаписи занятий.
– Поскольку Mai dich Kindergaten относится к детским садам высокого уровня, мы имеем право разрабатывать свою собственную программу, направленную на физическое развитие детей. Ее главные тезисы можно сформулировать так:
- повышение осведомленности учителей о важности физического развития детей;
- инвестирование в повышение квалификации учителей физической культуры;
- организация и создание условий для физического развития детей;
- разработка программ физического воспитания, соответствующих особенностям возрастной группы ребенка и его способностям;
- создание материальной базы для занятий физической культурой;
- организация спортивных соревнований в центре;
- участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
– Как строятся отношения между учителями и родителями? Могут ли родители влиять на образовательный процесс, высказывать свои предложения или с чем-то не соглашаться?
– В самом начала учебного года, на родительском собрании, учителя устраивают презентацию программы физического воспитания, рассказывая о ее целях, задачах, разъясняя родителям значение и преимущества физической активности и фитнеса для здоровья и развития детей. Такие презентации часто сопровождаются оживленными дискуссиями между учителями и родителями, которые высказывают свои замечания и предложения по физическому воспитанию детей. Также мы создали в соцстях группу class Zalo, чтобы учителя и родители могли обмениваться идеями и опытом для проведения эффективных занятий по физическому воспитанию. Мы делаем еженедельную и ежемесячную рассылку для родителей о реализации программы обучения, отправляем им фотографии и видеозаписи занятий.
Это позволяет семьям наших воспитанников быть в курсе всех наших событий и не просто получать о них информацию, но и принимать непосредственное участие в наших мероприятиях – таких, как День спорта, День счастливого Шумера (праздник весеннего равноденствия), Весенняя ярмарка, фестивали и соревнования, в которых дети имеют возможность продемонстрировать все свои достижения, всё, чему мы их научили.
Родители детского сада «Mai Dich» всегда поддерживают тесные отношения с педагогами, с интересом и энтузиазмом участвуют во всех наших активностях. Есть квалифицированные родители, которые делятся знаниями и советами с учителями по совершенствованию образовательных программ, организации занятий и методам управления для повышения качества физического воспитания детей.
– Судя по всему, деятельность вашего детского сада насыщена разнообразными событиями, и на педагогов ложится серьезная нагрузка. Какова продолжительность рабочего дня ваших учителей? Остается ли у них время для отдыха, и предусмотрено ли для этих целей специальное место?
– Рабочий день воспитателя в государственном детском саду обычно длится около 8–10 часов – с 7.30 утра до 17.30 вечера. У учителей может быть перерыв – примерно на 1–2 часа в течение дня. В одном классе работают 2 или 3 педагога, поэтому они по очереди выходят на перерыв, но специально организованного места для отдыха у нас пока нет. Возможно, оно появится в ближайшем будущем.
– Судя по всему, деятельность вашего детского сада насыщена разнообразными событиями, и на педагогов ложится серьезная нагрузка. Какова продолжительность рабочего дня ваших учителей? Остается ли у них время для отдыха, и предусмотрено ли для этих целей специальное место?
– Рабочий день воспитателя в государственном детском саду обычно длится около 8–10 часов – с 7.30 утра до 17.30 вечера. У учителей может быть перерыв – примерно на 1–2 часа в течение дня. В одном классе работают 2 или 3 педагога, поэтому они по очереди выходят на перерыв, но специально организованного места для отдыха у нас пока нет. Возможно, оно появится в ближайшем будущем.