Его лекция была посвящена психологическому мониторингу личностных результатов.
По мнению эксперта, «мониторинг личностных результатов – это не подбор тестов и не психологическая диагностика, а понимание механизмов развития личности». Цель мониторинга – помочь личности проявиться и реализоваться. И осуществить это можно разными путями.
Первый способ – можно научиться управлять собой, подчинив себя общепринятой норме, то есть отказаться от чего-то, что тебе представлялось важным, «встать на горло собственной песне». Но где гарантия, что нормы «хорошие», «правильные», и им действительно нужно подчиняться? Ведь человек не робот, чтобы жить по команде.
И тогда возникает второй способ: реализовать самого себя, подчинив себе норму. То есть не идти на поводу у окружающего мира, не жить стереотипами, а раскрывать самого себя, несмотря ни на что.
Два этих варианта поведения описал в своих трудах швейцарский психолог и философ Жан Пиаже, который считал, что человек всегда подстраивает мир под свои схемы либо подстраивается под схемы окружающего мира.
Причем если два этих процесса не происходят одновременно, и человек не находит «золотой середины» между двумя этими крайностями, то развития личности не происходит. Потеря своего собственного «я» ради подчинения чужим интересам и взглядам приводит к конформизму, а неумение взаимодействовать с внешним миром перерастает в эгоцентризм. А в худшем варианте оборачивается аутизмом. Ни в том, ни в другом случае человеку не удается достичь своих целей, потому что он либо полностью отказывается от своих потребностей во имя общего блага, следуя за толпой, либо совсем не учитывает интересы окружающих и остается один на один со своими проблемами.
Евгений Крашенинников предложил свой выход из этой противоречивой ситуации, который, по его мнению, можно применить в школьной практике.
Для этого нужно создавать ситуации, в которых высказываются разные точки зрения, а человек их критически оценивает, сопоставляя с объективным знанием (истиной). Это позволяет ему не идти бездумно на поводу у большинства и в то же время не зацикливаться на собственных воззрениях, считая их единственно верными.
«Поощрение этих ситуаций – это и есть мониторинг, который может привести к пониманию личностных результатов», – отметил в заключение Евгений Крашенинников.
Ольга Дашковская