Новости "Эврики"

Евгений Крашенинников: В школе надо создавать ситуации, в которых высказываются разные точки зрения

Сегодня на стратегической сессии повышения квалификации педагогов и руководителей школ г. Красноярска, организованной Институтом проблем образовательной политики «Эврика», выступил ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ Евгений Крашенинников.

Его лекция была посвящена психологическому мониторингу личностных результатов.

По мнению эксперта, «мониторинг личностных результатов – это не подбор тестов и не психологическая диагностика, а понимание механизмов развития личности». Цель мониторинга – помочь личности проявиться и реализоваться. И осуществить это можно разными путями.

Первый способ – можно научиться управлять собой, подчинив себя общепринятой норме, то есть отказаться от чего-то, что тебе представлялось важным, «встать на горло собственной песне». Но где гарантия, что нормы «хорошие», «правильные», и им действительно нужно подчиняться? Ведь человек не робот, чтобы жить по команде.

И тогда возникает второй способ: реализовать самого себя, подчинив себе норму. То есть не идти на поводу у окружающего мира, не жить стереотипами, а раскрывать самого себя, несмотря ни на что.

Два этих варианта поведения описал в своих трудах швейцарский психолог и философ Жан Пиаже, который считал, что человек всегда подстраивает мир под свои схемы либо подстраивается под схемы окружающего мира.

Причем если два этих процесса не происходят одновременно, и человек не находит «золотой середины» между двумя этими крайностями, то развития личности не происходит. Потеря своего собственного «я» ради подчинения чужим интересам и взглядам приводит к конформизму, а неумение взаимодействовать с внешним миром перерастает в эгоцентризм. А в худшем варианте оборачивается аутизмом. Ни в том, ни в другом случае человеку не удается достичь своих целей, потому что он либо полностью отказывается от своих потребностей во имя общего блага, следуя за толпой, либо совсем не учитывает интересы окружающих и остается один на один со своими проблемами.

Евгений Крашенинников предложил свой выход из этой противоречивой ситуации, который, по его мнению, можно применить в школьной практике.

Для этого нужно создавать ситуации, в которых высказываются разные точки зрения, а человек их критически оценивает, сопоставляя с объективным знанием (истиной). Это позволяет ему не идти бездумно на поводу у большинства и в то же время не зацикливаться на собственных воззрениях, считая их единственно верными.

«Поощрение этих ситуаций – это и есть мониторинг, который может привести к пониманию личностных результатов», – отметил в заключение Евгений Крашенинников.

Ольга Дашковская