Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика», рассказал о развивающих российских технологиях в дошкольном образовании.
«Современный человек должен учить себя всю жизнь. Эта способность формируется, начиная с дошкольного возраста, но чаще эту фразу мы слышим в школе», – заявил эксперт.
Он акцентировал внимание на основных компонентах формирования этой способности:
- целеполагание, умение самому ставить задачу;
- моделирование: предвосхищать способ решения проблемы, выделять существенные и несущественные признаки, строить взаимосвязь между ними;
- самоконтроль;
- самооценка.
Роман Селюков отметил, что основой формирования целеполагания является инициатива, и в стандартах дошкольного образования понятию инициативе уделено большое внимание.
Задача педагогов – работать так, чтобы детская инициатива могла возникнуть и была бы поддержана.По мнению Селюкова, инициатива никогда не рождается и не развивается в условиях жесткой регламентации деятельности человека. Если жизнь дошкольника с утра и до вечера строго регламентирована, то ребенок не будет готов проявлять инициативу.
«Ребенку необходимо пространство и время, когда он предоставлен сам себе, своим мыслям, своей практике, своим идеям. Педагог в детском саду сейчас больше аниматор. Если он видит, что ребенок не занят, то он спешит быстрее его занять, потому что, по его мнению, это мнимая страховка безопасности для безопасности», – уверен Селюков.Людмила Боросгоева