«Многие считают, что чем лучше развита память, тем лучше у него мышление, но здесь нет линейной связи. Зазубренные знания убивают мышление и мешают воображению», – подчеркнул эксперт.
По мнению Адамского, важно понимать, в чем заключается смысл развития мышления.
«Речь идет не только о культурно-историческом процессе. Самое главное – чтобы в процессе обучения ребенок понимал, как у него возникло то или иное понятие», – сказал научный руководитель «Эврики».
Чтобы ребенок действовал инициативно, надо направить его произвольное действие в нужное для учителя русло, то есть соединить с задачами обучения.На первый план выходит умение поставить задачу. По мнению Адамского, именно учебная задача – ключ к разгадке, будет ли ребенок действовать ребенок свободно, произвольно и даже спонтанно.
Но многое зависит от педагога: поощряет ли он на уроке спонтанное действие ребенка, ведет ли детей к определенной цели и оставляет ли эта цель возможность ребенку формулировать свои собственные цели и задачи.
Поводя итоги, Адамский сказал, что Лев Выготский рассматривал два типа задач:
- задачи, которые ребенок может самостоятельно решить, но тогда нет шага вперед;
- задачи, которые ребенок не может решить сам, но хочет решить.
«Это и есть мотивация к взаимодействию со взрослым, когда ребенок вынужден действовать самостоятельно, но тип задачи лежит в зоне ближайшего развития», – подытожил эксперт.Людмила Боросгоева