Новости ФПГ

Система Петерсон дает право на ошибку

18 ноября состоялся вебинар, посвященный особенностям и принципам системы Людмилы Петерсон «Учусь учиться». Вебинар проводится в рамках проекта «Онлайн-навигатор для родителей», который разработал Институт проблем образовательной политики «Эврика».

Как отметил научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, технологии обучения по системе Петерсон позволяют развивать желание и способность ребенка задавать вопросы, а от взрослых требуют умения строить диалог на основе уважения к личности ребенка, доверительных отношений и радости от полученных знаний. И в этом смысле, как полагает эксперт, семья играет более значимую роль в образовании детей, чем школа.

«Ни один даже самый лучший учитель не будет относиться к нашим детям так, как мы относимся к ним»

Исполнительный директор Института системно-деятельностной педагогики Владимир Петерсон считает, что в основе родительских проблем – страх за будущее детей, за те негативные последствия, которыми чревато их нежелание учиться. Порой доходит до крайностей, когда родители рассуждают таким образом: «Если мой сын или дочь не сделают домашнюю работу, то он (она) меня не прокормят». То есть если ребенок будет плохо учиться в школе, он не поступит в хороший вуз, а потом не найдёт достойную работу, а значит, не сможет меня обеспечить в старости – вот такая выстраивается логическая цепочка.

По мнению Владимира Петерсона, задача родителей – не запугать ребенка последствиями невыполненной домашней работы, а предложить свою помощь, объяснить, что откладывание дел на потом ничуть не уменьшает их сложность, а заодно договориться о времени использования любимого гаджета.

Таким образом, можно не только сохранить, но и приумножить ресурсное эмоциональное состояние ребёнка, которое ему пригодится в дальнейшей учебе. Поэтому очень важна дружелюбная атмосфера в семье, в которую ребенок возвращается из школы и проводит бОльшую часть своего времени.

«Ни один даже самый лучший учитель не будет относиться к нашим детям так, как мы относимся к ним. И в этом смысле родительская работа состоит в создании условий», – убежден Владимир Петерсон.



Система Петерсон дает ребенку право на ошибку

Согласно этой методике, умение учиться предполагает самостоятельный путь к знаниям, а значит, возможность выдвигать разные версии, что не исключает ошибок.

«Особенность системы в том, что у ребёнка есть шанс сделать своё открытие и есть шанс выполнять задания разных уровней сложности. Используемые методики предполагают, что ребёнок всё пропускает через своё сознание, и только потом открываются новые знания. И он вынужден будет ошибиться, иначе зачем учиться, если ты уже всё и так умеешь?» – пояснила замдиректора по научно-методической работе Института системно-деятельностной педагогики Марина Кубышева.



Задача про арбузы, и не только

Детям, обучающимся по системе Петерсон, предлагаются сложные нестандартные задачи, над которыми приходится поломать голову и опытным взрослым людям.

Яркий пример – задача про арбузы. Среди участников семинара она вызвала бурные споры, предлагалось несколько вариантов ответов, пока наконец общими усилиями не был найден правильный.
Такие задачи, как считает Марина Кубышева, приучают детей не только работать со схемами, но и решать нестандартные задачи, и это умение будет очень полезно в преодолении жизненных трудностей. Не случайно разработчики системы Петерсон высоко оценивают такие технологии, как ТРИЗ, но предупреждают, что тут тоже важно не впадать в крайности и не перегружать ребенка, иначе он потеряет интерес к обучению.

«Основной импульс задач Петерсон заключается в том, что они не решаются репродуктивным способом поиска правильного ответа, - считает Александр Адамский. – И в этом смысле ссылка на родительский опыт губит мотивацию детей, потому что она возвращает к репродуктивному способу мышления: вот мой опыт, он образец, повторишь, и всё будет у тебя хорошо. Это неправда, потому что обстоятельства другие. Как бы я не прожил жизнь, но ребёнок будет жить точно в других обстоятельствах. И вот это такой момент, который вынуждает нас ставить себя на место ребёнка и представлять себе обстоятельства его жизни, которые не были нам даны в ощущениях, мы не переживали этого и точно не будем переживать. Поэтому мы должны напитываться от ребёнка его ощущениями как настоящего, так и будущего».

Владимир Петерсон согласился с Александром Адамским в том, что опыт предыдущих поколений не может быть образцом, эталоном для детей, которым предстоит жить в совершенно других условиях, но это не означает, что он не окажется для них полезным.

«Онлайн-навигатор для родителей» – это цифровая платформа, которая позволяет оказывать помощь родителям в решении образовательных, воспитательных, учебных проблем с детьми через проведение семинаров, конференций, круглых столов с представителями различных развивающих образовательных систем, технологий и программ.