«Когда ребенок обнаружил этот разрыв, учитель начальных классов должен стать организатором деятельности, которая помогает этот разрыв преодолеть», – отметил он.
Например, если ребёнок решил придумать математическую игру, где нужно умножать на многозначные числа, а эту тему ещё не изучали в классе, то в этом будет его разрыв. Задача учителя – научить новым способам действий с числами.
В диалоге с экспертами проявилась ситуация, как через педагогический проект могут запуститься детские проекты. Что должен сделать учитель? Повернуть ситуацию так, чтобы у ребенка появилась проблематика в этом проекте и личностно-значимая задача. К примеру, на семинаре обсуждался проект «Экскурсия по школе». Чтобы сделать его личностно-значимым, учитель может обратиться к детям, чтобы они помогли организовать виртуальную экскурсию по школе для их родителей, потому что во время пандемии они не могут попасть в школу.
Алексей Воронцов, генеральный директор Открытого института «Развивающее образование», обратил внимание на то, что в начальной школе эволюция проектной деятельности должна начинаться с учителя, а дети только будут учиться проектированию.
Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский объяснил, чем отличаются урочные и проектные способы деятельности. На уроках тему и задачи ставит учитель, а ученик должен выполнить работу по образцу. В проекте же ученик сам может выбрать тему, ставить задачу и искать способы решения.
«Учитель обязан иметь библиотеку различных способов деятельности и ситуативно их применять. В этом и есть его профессионализм», – считает эксперт.
Анна Постникова, директор московской школы № 1354, отметила продвижение учителей в освоении проектной деятельности под руководством экспертов Института «Эврика» и добавила, что трудолюбие и творчество команды позволят добиться высоких образовательных результатов наиболее эффективными способами.
С учетом экспертных отношений и содержательных акцентов коллектив школы начнет подготовку к запуску проектов «Математические игры» и «Виртуальная экскурсия по школе» после зимних каникул. А результаты и рефлексивные оценки проектов будут обсуждаться на третьем семинаре уже в 2021 году.Людмила Боросгоева