Напомним, что на первом семинаре 3 декабря педагоги обсудили основные подходы проектирования в условиях персонализации и приступили к разработке предметных, межпредметных и сетевых проектных задач для своих учеников.
Семинар начался с презентации проектных замыслов учителей. Затем были рассмотрены критерии и этапы проектной деятельности. После этого педагоги рефлексивно отнеслись к своим проектам, выявляя в них проблематику, задачи, моделирование и результаты проектной деятельности детей.
Первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Роман Селюков акцентировал внимание на важности умения педагогов начальных школ постоянно модерировать ситуации «разрыва», когда ребенок начинает понимать, что прежние способы не работают.
«Когда ребенок обнаружил этот разрыв, учитель начальных классов должен стать организатором деятельности, которая помогает этот разрыв преодолеть», – отметил он.
Например, если ребёнок решил придумать математическую игру, где нужно умножать на многозначные числа, а эту тему ещё не изучали в классе, то в этом будет его разрыв. Задача учителя – научить новым способам действий с числами.
В диалоге с экспертами проявилась ситуация, как через педагогический проект могут запуститься детские проекты. Что должен сделать учитель? Повернуть ситуацию так, чтобы у ребенка появилась проблематика в этом проекте и личностно-значимая задача. К примеру, на семинаре обсуждался проект «Экскурсия по школе». Чтобы сделать его личностно-значимым, учитель может обратиться к детям, чтобы они помогли организовать виртуальную экскурсию по школе для их родителей, потому что во время пандемии они не могут попасть в школу.
Алексей Воронцов, генеральный директор Открытого института «Развивающее образование», обратил внимание на то, что в начальной школе эволюция проектной деятельности должна начинаться с учителя, а дети только будут учиться проектированию.
Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский объяснил, чем отличаются урочные и проектные способы деятельности. На уроках тему и задачи ставит учитель, а ученик должен выполнить работу по образцу. В проекте же ученик сам может выбрать тему, ставить задачу и искать способы решения.
«Учитель обязан иметь библиотеку различных способов деятельности и ситуативно их применять. В этом и есть его профессионализм», – считает эксперт.
Анна Постникова, директор московской школы № 1354, отметила продвижение учителей в освоении проектной деятельности под руководством экспертов Института «Эврика» и добавила, что трудолюбие и творчество команды позволят добиться высоких образовательных результатов наиболее эффективными способами.
С учетом экспертных отношений и содержательных акцентов коллектив школы начнет подготовку к запуску проектов «Математические игры» и «Виртуальная экскурсия по школе» после зимних каникул. А результаты и рефлексивные оценки проектов будут обсуждаться на третьем семинаре уже в 2021 году.Людмила Боросгоева