Он обратил внимание на то, что «слабые институты тормозят достаточно много хороших, обещающих эффективность, проектов в нашей стране, несмотря на необходимую очевидность институциональных и структурных реформ». К числу таких реформ, по его мнению, относятся ЕГЭ, цифровизация, изменение системы аттестации учителей и оплаты их труда, ФГОС.
По мнению Игоря Реморенко, в современном образовательном законодательстве различных стран можно выделить две основные тенденции: попытку зафиксировать предметные результаты и акцент на развитие личности (субъектности), причем две эти линии часто не пересекаются.
Особенно интересны нетрадиционные подходы к стандартам, в которых закрепляются так называемые «нормы – пустограммы», которые пока еще не отражают реальную действительность, а рассчитаны на апробацию и дальнейшее обсуждение.
Для реализации индивидуальных образовательных программ учащихся используются не только школьные ресурсы, но и элементы социальной инфраструктуры городского пространства. То есть часть образовательной программы реализуется в городе (правда, из-за ограничений, введенных в связи с пандемией, эта деятельность временно приостановлена).
Особая роль принадлежит игровой системе оценивания надпредметных и личностных достижений, которая, по словам Антона Уколова, позволяет мотивировать отстающих учеников.
Ольга Дашковская