Статьи

«Чтобы вырастить свободное поколение изобретателей, надо самим не бояться экспериментировать»

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
С 21 по 25 апреля в Воронеже состоялась очная сессия дополнительной профессиональной программы «Организация исследовательской и экспериментальной деятельности обучающихся». В ней приняли участие 50 команд, каждая из которых включала трех специалистов: учителя физики, психолога и представителя школьной администрации. Артем Осипенко, учитель физики школы № 9 г. Воронежа, поделился своими впечатлениями от семинара.

– Во-первых, я уже был на мероприятиях по данной теме, но не такого масштаба. Поразило большое количество коллег из разных районов нашей области. Было интересно пообщаться, обменяться опытом, ощутить себя в учительском комьюнити.

Во-вторых, хочется отметить интересный подход со стороны преподавательского состава, в частности, Марии Солдатенковой, которая организовала работу в группах и обмен мнениями между ними – это очень помогало выйти на правильные выводы. Нельзя не отметить большое количество рефлексии почти после каждого этапа деятельности: и планирования заданий, и продумывания критериев их оценки. Кульминацией стала презентация продукта в конце каждой учебной сессии (дня).

Особо хотелось бы выделить замечательные лекции Александра Адамского – доходчивые и понятные. Была только важная информация с комментариями от мэтра современной педагогики. Важно и то, что он отвечал на все возникающие вопросы.

На курсах мне понравился не только процесс получения новых знаний, но и участие в происходящем.
Одно дело – организовывать творческую деятельность, а другое – быть её непосредственным участником.
В живом общении начинаешь многое осознавать по-другому: волнение коллег, этапы зарождения новых идей, смелость выступающих, креативность одногруппников и т.д. Как учитель я и до семинара активно применял элементы экспериментальной деятельности на уроке, но выстроить целый комплекс из подобных уроков – задача непростая и занимает много времени, которого, честно говоря, не хватает. На этих курсах нам предоставили некоторое количество дидактического материала, но самое главное, объяснили, как подготовить такие занятие гораздо быстрее.

Думаю, что самое ценный результат обучения на курсах – это форма проведения таких занятий, и в будущем я планирую проводить их чаще, в том числе в виде экспериментальных модулей. Проблема все ещё остаётся в оценке подобных занятий, их роли в учебном процессе, качестве организации.

Главный вывод, к которому мы пришли после обучения на курсах, заключается в следующем: чтобы вырастить свободное поколение изобретателей, надо самим не бояться экспериментировать.

Артем Осипенко