Статьи

«По-настоящему развивающая среда развивает всех – и детей, и взрослых»

ВОСПИТАНИЕ
Полилингвальный детский сад – первая ступень образовательного центра «Эврика». Он следует философии развивающего обучения, где дети – главные действующие лица, а педагоги – их чуткие и внимательные наставники, которые помогают детям узнать и реализовать себя, а в процессе этой деятельности развиваются и сами. О том, как это происходит, мы попросили рассказать руководителя детского сада Лидию Ванштейн.

Лидия, в этом году детский центр отмечает первый юбилей 3 года. Расскажите, какими они были и с какими чувствами и мыслями вы подошли к этой дате?

– Для кого-то три года – это маленький срок, а для нас – целая жизнь.

Это период становления со всеми вытекающими: бесконечные пробы и вызовы, проверка собственного выбора, постоянная рефлексия. Нам ещё много предстоит сделать, но в развитии организации работают те же принципы, что и в развитии ребёнка: что заложили в первые три года жизни, то и даст результаты впоследствии. А ценности, традиции и смыслы, которые мы вкладываем в свою деятельность, уже сейчас дают превосходные результаты. Мы гордимся своими первыми выпускниками, замечаем, как выросли наши педагоги, и можем с уверенностью сказать, что вся наша команда – это профессионалы, увлечённые своим делом; это замечательные люди, которые смело предлагают и откликаются на самые невероятные идеи.
У вас действительно очень сплочённый и инициативный коллектив. Что этому способствовало?

– По-настоящему развивающая среда развивает всех – и детей, и взрослых, и это не просто красивые слова. Мы все постоянно работаем над собой, перенимаем друг у друга опыт и очень много общаемся. Вообще, учиться друг у друга можно только в здоровом коллективе, и я очень рада, что наш коллектив именно такой.

А есть ли какие-то определённые требования к педагогам, которых вы приглашаете работать в садик?

– Каких-то специальных требований нет. Главное – активно взаимодействовать с детьми и коллегами, предлагать и реализовывать свои идеи, креативить, творить, «зажигать» – словом, делать всё то, что мы хотим, чтобы делали дети.

Не стану лукавить, педагоги не сразу привыкают к режиму многозадачности, в котором мы живём. Бесконечные вебинары и стажировки, проектирование и планирование – это то, без чего трудно представить нашу реальность. Зато у нас интересно и нет времени скучать.
Полилингвальность одна из особенностей вашего сада. Как быстро родители прониклись её идеей и приходилось ли им объяснять, что это не просто занятия по английскому языку, а фактически образ жизни?

– Поначалу некоторые родители действительно ожидали обучения языку, нежели погружения в языковую среду и культуру. Однако я не могу сказать, что мы долго им объясняли идею полилингвальности, потому довольно скоро мы стали большой семьёй, объединённой общими интересами, взглядами и идеями.
Скажем, родителей совсем не удивляет, что во время обеда дети могут общаться на английском языке с младшим воспитателем.
У нас замечательные, тонко чувствующие и инициативные родители. Они практически сразу проникаются событийным форматом организации деятельности центра и не ждут, что их детей посадят «за парты» и начнут готовить к школе.

Среди ваших педагогов есть два истинных носителя языка британец Джордж и индус Никхил. Насколько органично для детей общение с людьми, не говорящими на их родном языке?

– Дети понимают, что это иностранцы, но чувствуют себя в этой ситуации органично.Они знают, что Ник и Джордж не владеют русским, поэтому находят средства и способы объясниться с ними, даже если в их арсенале не хватает каких-то английских слов.

Мистер Ник

В любом случае общение происходит через игру и интерес. Наши иностранные коллеги легко находят общий язык с каждым ребёнком. А ребятам, в свою очередь, очень интересно общаться и пробовать различные способы коммуникации.

– А как взаимодействуют детский центр и начальная школа?

– У нас много совместных событий и очень интересные формы их организации. Был даже проект «Гостевания», когда дошкольники принимали школьников в своих группах и обучали их мастерству бисероплетения. Они и сами обожают ходить в школу и общаться со старшими ребятами, они тянутся за ними и хотят соответствовать. Их интересует абсолютно всё – от музыкальных и творческих студий до мастер-классов по экспериментированию. А школьники всегда ждут малышей на своих театральных постановках, после которых обязательно случается общение старших с младшими.Ребята делятся историями из своей «взрослой» жизни и даже выступают в роли учителей.
Такое разновозрастное общение – одна из основ развивающего образования.
Такое разновозрастное общение – одна из основ развивающего образования.
Развивающее обучение меняет всех и детей, и взрослых. Какие изменения вы заметили в себе?

– Я стала больше слушать и слышать других людей и доводы, отличные от моей точки зрения. Я поняла, что нет единственно правильного решения. Фееричные и действительно эффективные решения рождаются в ходе мозгового штурма, в котором участвуют все педагоги.

А сформировался ли у вас за эти 3 года свод каких-то напутствий или рекомендаций для ваших коллег-педагогов?

– Учиться у всех и всегда, смотреть на ситуацию с разных сторон и точек зрения, принимать мнение и основания каждого, понимая, что нет единственно правильного решения. В каждой ситуации – свои нюансы, но, понимая конечную цель, можно совместными усилиями её достигнуть. В этом и есть сила и преимущество командной работы. Только используя потенциал каждого, можно получить блестящий результат.

Выпускник вашего детского центра какой он?

– Прежде всего счастливый. А ещё инициативный, играющий, размышляющий, пытливый, активный, успешный, умеющий легко общаться и с детьми, и со взрослыми.

Татьяна Волошко,

главный редактор газеты «Вести образования»