Президент России Владимир Путин поручил сократить объём домашних заданий, а также убрать лишние контрольные в образовательных учреждениях, чтобы усовершенствовать школьные учебные программы. А с 15 апреля Рособрнадзор начал проверять обоснованность проведения тех или иных контрольных работ в школах.
Впрочем, объём домашних заданий и избыточность контрольных работ далеко не всё, что вызывает сегодня вопросы родителей, педагогов и экспертов. Как, например, относиться к бесконечным, часто нелепым, предложениям депутатов ввести в школьную программу новые предметы в ущерб тем, по которым не хватает часов?
Научный руководитель Института «Эврика» Александр Адамский прокомментировал происходящее в программе «Максимова». Публикуем изложение фрагмента беседы.
– Что делать с огромным объёмом домашних заданий, который вываливается на современного школьника?
– Мне кажется, здесь принцип один: всё, что мы хотим сделать в рамках освоения предмета, должно быть сделано на занятии в школе. Другое дело, что такое правило не может быть приказом по стране, это не должно быть введено административно. Нужно согласие профессионального сообщества на эту тему, это должна быть чёткая учительская позиция.
Впрочем, объём домашних заданий и избыточность контрольных работ далеко не всё, что вызывает сегодня вопросы родителей, педагогов и экспертов. Как, например, относиться к бесконечным, часто нелепым, предложениям депутатов ввести в школьную программу новые предметы в ущерб тем, по которым не хватает часов?
Научный руководитель Института «Эврика» Александр Адамский прокомментировал происходящее в программе «Максимова». Публикуем изложение фрагмента беседы.
– Что делать с огромным объёмом домашних заданий, который вываливается на современного школьника?
– Мне кажется, здесь принцип один: всё, что мы хотим сделать в рамках освоения предмета, должно быть сделано на занятии в школе. Другое дело, что такое правило не может быть приказом по стране, это не должно быть введено административно. Нужно согласие профессионального сообщества на эту тему, это должна быть чёткая учительская позиция.
Я считаю, что объём домашнего задания обратно пропорционален профессионализму учителя. Чем выше уровень профессионализма учителя, тем меньше объём домашнего задания.
Профессионал всё может сделать в рамках занятия. Но если так замотивировать ребёнка, что он дома сам начнёт читать книгу или решать задачу – в этом задача учителя! Поэтому родители, мне кажется, абсолютно правы. Но тогда у них возникает задача заполнять свободное время ребёнка на его развитие, на продуктивную семейную жизнь, на общие дела, в том числе домашние.
– Родители жалуются, что по важным предметам не хватает часов, зато есть астрономия, её учат целых полгода, и она вряд ли детям пригодится. А ещё депутаты предлагают ввести в школьную программу семьеведение, основы финансовой грамотности, информационной безопасности и много чего ещё. Какие дисциплины сегодня, на Ваш взгляд, в школе лишние?
– Я предлагаю наложить мораторий на расширение количества предметов в школе. Хватит! Давайте успокоимся! Давайте установим его хоть на какой-то обозримый период времени, чтобы хоть одно поколение детей закончило школу при стабильном наборе учебных дисциплин и предметов. А уже внутри этих предметов пусть специалисты ведут дискуссию и понимают, как те или иные существенные социальные проблемы, которые должны помочь ребёнку быть успешным, социализоваться, не быть потерянным, найти себя и т.д., разнообразить, обогатить тематически. Мне кажется, введение астрономии было абсолютно формальным шагом. Галочку поставили, а увеличилось ли количество детей и взрослых, которые стали лучше разбираться, что происходит в звездном небе? Вот недавно было затмение. Вряд ли. Нет ни таких исследований, ни доказательств.
– А что, на Ваш взгляд, в школьную программу следует добавить, и по каким предметам существует очевидный дефицит?
– Меня больше всего тревожит уровень освоения естественнонаучных дисциплин, в частности, физики. И мне кажется, это довольно драматическая ситуация в тех условиях, в которых мы находимся, потому что и технологический уровень страны, экономики, производства зависит не только от тех 2–3% талантливых, одарённых людей, которые и сами физику выучат. Прежде всего важен общий уровень массового освоения физики, естественнонаучных дисциплин, а с этим у нас очень и очень плохо. Всё меньше и меньше детей в 9-м классе сдают ОГЭ, минимум идут на физическо-инженерные дисциплины. И я вам открою большой секрет: для того, чтобы поступить на физический факультет, не нужно приносить результаты ЕГЭ по физике. Вот такой парадокс.
– Родители жалуются, что по важным предметам не хватает часов, зато есть астрономия, её учат целых полгода, и она вряд ли детям пригодится. А ещё депутаты предлагают ввести в школьную программу семьеведение, основы финансовой грамотности, информационной безопасности и много чего ещё. Какие дисциплины сегодня, на Ваш взгляд, в школе лишние?
– Я предлагаю наложить мораторий на расширение количества предметов в школе. Хватит! Давайте успокоимся! Давайте установим его хоть на какой-то обозримый период времени, чтобы хоть одно поколение детей закончило школу при стабильном наборе учебных дисциплин и предметов. А уже внутри этих предметов пусть специалисты ведут дискуссию и понимают, как те или иные существенные социальные проблемы, которые должны помочь ребёнку быть успешным, социализоваться, не быть потерянным, найти себя и т.д., разнообразить, обогатить тематически. Мне кажется, введение астрономии было абсолютно формальным шагом. Галочку поставили, а увеличилось ли количество детей и взрослых, которые стали лучше разбираться, что происходит в звездном небе? Вот недавно было затмение. Вряд ли. Нет ни таких исследований, ни доказательств.
– А что, на Ваш взгляд, в школьную программу следует добавить, и по каким предметам существует очевидный дефицит?
– Меня больше всего тревожит уровень освоения естественнонаучных дисциплин, в частности, физики. И мне кажется, это довольно драматическая ситуация в тех условиях, в которых мы находимся, потому что и технологический уровень страны, экономики, производства зависит не только от тех 2–3% талантливых, одарённых людей, которые и сами физику выучат. Прежде всего важен общий уровень массового освоения физики, естественнонаучных дисциплин, а с этим у нас очень и очень плохо. Всё меньше и меньше детей в 9-м классе сдают ОГЭ, минимум идут на физическо-инженерные дисциплины. И я вам открою большой секрет: для того, чтобы поступить на физический факультет, не нужно приносить результаты ЕГЭ по физике. Вот такой парадокс.
Татьяна Волошко,
главный редактор газеты «Вести образования»