По словам Воронцова, вся инициатива ФГОС 4.0 опирается на предыдущий стандарт. Мы должны взять самое лучшее и проанализировать неудачи.
Алексей Воронцов убеждён, что за основу проектирования содержания образования должен быть взят деятельностный подход, который опирается прежде всего на отечественную научную психолого-педагогическую школу и который в последние 30 лет имеет свое опережающее развитие и в западной научной психолого-педагогической школе.
В основе этого подхода именно деятельность определяет развитие человека. А единицей деятельности является действие человека, которое направлено на усвоение содержания этой деятельности.
Усвоение, с точки зрения деятельностного подхода, предполагает определенную степень самостоятельности и инициативности (т.е. субъектности) того ребенка, который первоначально может усвоить нечто новое только в совместной коллективной деятельности со взрослым и сверстниками.
Почему именно деятельностный подход необходим сейчас как базовый?
Алексей Воронцов объяснил это тем, что на протяжении последних 20 лет мы пытаемся ввести в практику российского образования сравнительно молодой (начало 2000-х годов) компетентностный подход, который пришел к нам из зарубежной школы и серьезно стал влиять на запрос к современному качеству образования через сравнительное международное исследование PISA. Однако этот подход никак не может найти свое место в практике российской школы, потому что до сих пор в массовой школе преобладает традиционный подход (несмотря даже на ФГОС 2009–2012 гг.), часто называемого зуновским, знаниевым, предметоцентристским, который формируется как передача учащимся накопленных человечеством знаний, формирование умений и навыков.
Деятельностный подход – процесс обучения (учения), который происходит в активной целенаправленной деятельности, где результаты обучения, воспитания и развития личности достигаются благодаря деятельности. Ключевыми в таком подходе являются задача и пробно-поисковые детские действия в ходе решения какой-либо совместно поставленной задачи.
По словам Воронцова, чтобы современное поколение детей стало самостоятельными, инициативными и ответственными гражданами нашей страны, мы должны перейти к реальным действиям в области содержания общего образования. А именно: связать основные направления развития личности ребенка не с предметными областями учебного плана, а с деятельностью и разными ее видами. Перечень этих основных направлений развития личности экспертно обсуждается, согласовывается и как требование к содержанию образования входит в текст ФГОС ОО и тем самым является основой для разработки основных образовательных программ.
Под каждый вид деятельности со своими принципами определяется свой тип учебной программы со своими требованиями к ней. Следовательно, сколько определено видов деятельности на уровень общего образования, столько типов учебных программ формируют содержание образования этого уровня.
Алексей Воронцов остановился на понятии учебной программы: что это такое и зачем она нужна? «Учебная программа, с нашей точки зрения, – это набор определенных действий (учебных, проектных, художественных, исследовательских, трудовых и т.д.), которые выстраиваются в определенной логике (последовательности), исходя из определенного вида деятельности. Фактически программа задает технологию действий всех субъектов конкретной деятельности», -заключил Алексей Воронцов.
Он подчеркнул, что меняя ориентир на содержание образования, мы меняем поход к и проектированию учебных программ.Материалы по семинару доступны по ссылке.
Напомним, впервые «Инициативу ФГОС 4.0» начали обсуждать в феврале 2020 года на заседании клуба «Норма и деятельность».
Авторы «Инициативы ФГОС 4.0»: эксперты МГПУ, Института проблем образовательной политики «Эврика», Школы антропологи будущего РАНХиГС, Московского государственного психолого-педагогического университета, Института образования НИУ ВШЭ, общественного движения «Школа – наше дело».
Следующие обсуждения «Инициативы ФГОС 4.0»
23 мая 2020 года состоится общероссийский экспертный сетевой онлайн-семинар «Экономика и цифровые институты. ФГОС 4.0», где планируется проанализировать ключевые направления и механизмы преобразования финансовых и экономических институтов в общем образовании, моделей оплаты труда, цифровизации образовательной среды.А 4 июня 2020 года состоится Всероссийская сетевая конференция «Инициатива ФГОС 4.0: первая сборка».