Новости "Эврики"

Алексей Воронцов: Деятельностный подход надо взять за основу проектирования содержания образования

13 мая 2020 года с 10.00 до 15.00 проходит общероссийский экспертный сетевой онлайн-семинар «Содержание образования. Результаты. ФГОС 4.0».

По словам Воронцова, вся инициатива ФГОС 4.0 опирается на предыдущий стандарт. Мы должны взять самое лучшее и проанализировать неудачи.

Алексей Воронцов убеждён, что за основу проектирования содержания образования должен быть взят деятельностный подход, который опирается прежде всего на отечественную научную психолого-педагогическую школу и который в последние 30 лет имеет свое опережающее развитие и в западной научной психолого-педагогической школе.

В основе этого подхода именно деятельность определяет развитие человека. А единицей деятельности является действие человека, которое направлено на усвоение содержания этой деятельности.

Усвоение, с точки зрения деятельностного подхода, предполагает определенную степень самостоятельности и инициативности (т.е. субъектности) того ребенка, который первоначально может усвоить нечто новое только в совместной коллективной деятельности со взрослым и сверстниками.

Почему именно деятельностный подход необходим сейчас как базовый?

Алексей Воронцов объяснил это тем, что на протяжении последних 20 лет мы пытаемся ввести в практику российского образования сравнительно молодой (начало 2000-х годов) компетентностный подход, который пришел к нам из зарубежной школы и серьезно стал влиять на запрос к современному качеству образования через сравнительное международное исследование PISA. Однако этот подход никак не может найти свое место в практике российской школы, потому что до сих пор в массовой школе преобладает традиционный подход (несмотря даже на ФГОС 2009–2012 гг.), часто называемого зуновским, знаниевым, предметоцентристским, который формируется как передача учащимся накопленных человечеством знаний, формирование умений и навыков.

Деятельностный подход – процесс обучения (учения), который происходит в активной целенаправленной деятельности, где результаты обучения, воспитания и развития личности достигаются благодаря деятельности. Ключевыми в таком подходе являются задача и пробно-поисковые детские действия в ходе решения какой-либо совместно поставленной задачи.

По словам Воронцова, чтобы современное поколение детей стало самостоятельными, инициативными и ответственными гражданами нашей страны, мы должны перейти к реальным действиям в области содержания общего образования. А именно: связать основные направления развития личности ребенка не с предметными областями учебного плана, а с деятельностью и разными ее видами. Перечень этих основных направлений развития личности экспертно обсуждается, согласовывается и как требование к содержанию образования входит в текст ФГОС ОО и тем самым является основой для разработки основных образовательных программ.

Под  каждый вид деятельности со своими принципами определяется свой тип учебной программы со своими требованиями к ней. Следовательно, сколько определено видов деятельности на уровень общего образования, столько типов учебных программ формируют содержание образования этого уровня.

Алексей Воронцов остановился на понятии учебной программы: что это такое и зачем она нужна?  «Учебная программа, с нашей точки зрения, – это набор определенных действий (учебных, проектных, художественных, исследовательских, трудовых и т.д.), которые выстраиваются в определенной логике (последовательности), исходя из определенного вида деятельности. Фактически программа задает технологию действий всех субъектов конкретной деятельности», -заключил Алексей Воронцов.

Он подчеркнул, что меняя ориентир на содержание образования, мы меняем поход к и проектированию учебных программ.

Материалы по семинару доступны по ссылке.

Напомним, впервые «Инициативу ФГОС 4.0» начали обсуждать в феврале 2020 года на заседании клуба «Норма и деятельность».

Авторы «Инициативы ФГОС 4.0»: эксперты МГПУ, Института проблем образовательной политики «Эврика», Школы антропологи будущего РАНХиГС, Московского государственного психолого-педагогического университета, Института образования НИУ ВШЭ, общественного движения «Школа – наше дело».

Следующие обсуждения «Инициативы ФГОС 4.0»
23 мая 2020 года состоится общероссийский экспертный сетевой онлайн-семинар «Экономика и цифровые институты. ФГОС 4.0», где планируется проанализировать ключевые направления и механизмы преобразования финансовых и экономических институтов в общем образовании, моделей оплаты труда, цифровизации образовательной среды.

А 4 июня 2020 года состоится Всероссийская сетевая конференция «Инициатива ФГОС 4.0: первая сборка».