По мнению Селюкова, в системе образования в Российской Федерации интерфейс доступа граждан к общедоступному бесплатному общему образования очень узкий. Фактически этим интерфейсом является школа, которая на нормативно-правовых основаниях осуществляет деятельность по реализации основных образовательных программ уровней общего образования, получает бюджетные средства на реализацию этой деятельности, осуществляет расходы на осуществление этой деятельности.
«Такая конструкция не позволяет гибко реагировать на образовательные потребности граждан; адаптировать систему общего образования к условиям сложных социальных и экономических вызовов и обеспечить стабильный интерфейс для получения гражданами общедоступного бесплатного общего образования (в режиме самоизоляции граждан и авральный массовый перевод школ на дистанционное образование – лишнее тому доказательство)», – считает эксперт.
В связи с этим требуются кардинальные преобразования в экономике образования, в том числе:
- Атомизация образовательных услуг в сфере общего образования, позволяющих гражданину «складывать» свое общее образование через получение совокупности более мелких единиц услуг (обозначим такую единицу временным термином »Модуль-услуга»: контент-технология-деятельность-результат), а не услуга по реализации Основной образовательной программы уровня общего образования.
- Равноправный конкурентный рынок реализации Модуль-услуг, а значит нормативно признать, что школа – не единственный источник получения гражданами образовательных услуг, позволяющих получить общее образование. Учреждения дополнительного образования детей, некоммерческие и коммерческие организации, частники (в том числе, предоставляющие Модуль-услуги дистанционно) – это вероятные дополнительные игроки на таком рынке, которые на сегодняшний день образуют »серый» или «черный» рынок образовательных услуг. Естественно, для входа на этот конкурентный рынок игроки должны получить необходимый допуск по итогам формализованной оценки всей инфраструктуры предлагаемой Модуль-услуги.
- Система администрирования движением бюджетных средств на предоставления общедоступного бесплатного общего образования гражданину в условиях конкурентного рынка реализации Модуль-услуг должна решать задачу обеспечения финансовых условий реализации индивидуальной образовательной программы (далее – ИОП) учащегося (такого рода «предмодели» персонифицированного финансирования уже пилотируются в субъектах Российской Федерации на дополнительном образовании детей).
- Школа в этой схеме могла бы выступить одним из возможных операторов, позволяющих «складывать» результаты индивидуальной образовательной программы учащегося в формализованный каркас требований к содержанию и результатам общего образования. Сейчас такой каркас – основная образовательная программа уровня общего образования, но для реализации описываемой схемы каркас точно претерпит изменения или должен быть заменен.
- Предоставление возможности гражданам по их желанию софинансировать отдельные Модуль-услуги, обеспечивая удовлетворение их индивидуальных потребностей, выходящих за пределы бюджетных обязательств по предоставлению общедоступного бесплатного общего образования.
- Автономизация деятельности педагогов в общем образовании (в пределе – переход на модель лицензирования деятельности педагога), передача педагогам ответственного права формировать и осуществлять необходимый функционал для обеспечения предоставления Модуль-услуги учащемуся, реализующему свою ИОП.
- Формирование конкурентного рынка инструментов оценки качества образования и прозрачных правил участия в нем разных игроков. Оформление оценки качества образования в качестве Модуль-услуги, встраиваемой в реализацию ИОП учащегося.
- Формирование цифровых регуляторов (с административным регламентом, но без участия человека) финансово-экономического обеспечения условий реализации ИОП учащихся.
Этот перечень преобразований в экономике образования, по мнению Селюкова, не является исчерпывающим, а лишь иллюстрирует характер необходимых кардинальных изменений в экономике образования.
Актуальная программа и материалы семинара доступны по ссылке.
Презентации спикеров.
Олеся Салунова