События
Аналитика

Аналитика Всероссийской конференции 16 июня: итоги

16 июня 2020 года в рамках Всероссийской сетевой конференции «Инициатива ФГОС 4.0: сборка смыслов» состоялась рефлексия авторов, подведены итоги конференции.

Резюмируя дискуссии в ходе обсуждения «Инициативы ФГОС 4.0», Алексей Семенов, академик РАН, академик РАО, завкафедрой МГУ, директор Института кибернетики и образовательной информатики им. А.И. Берга ФИЦ ИУ РАН, член Комиссии РАН по экспертизе Федеральных государственных образовательных стандартов и учебников, подчеркнул, что «цифра» постепенно занимает все большее место в дискуссиях.

У ребенка должны быть цифровые права на использование инструментов, которые все используют вне школы. Цивилизация без «цифры» не существует.

Именно цифровые инструменты обеспечивают развитие прирожденных способностей и стремлений ребенка, прежде всего – к творчеству, учению; преадаптивность, восприимчивость к обратной связи. С помощью «цифры» можно вернуться к основному смыслу школы.

Цифровая платформа обучения – универсальный инструмент, обеспечивающий естественную среду для персонализации целей, путей, процессов, накопления и применения больших данных. Цифровая платформа обеспечивает прозрачность, регистрацию, обратную связь, наблюдаемость метапредметных результатов, продвижение в больших идеях, аттестацию, взаимодействие с учредителем без запросов. В этом смысле необходимо выстраивание цифровой морали, этики, политики школы. Все вместе они решает проблему институционализации уклада школы.

Геннадий Блинов, член общественного совета по образованию Красноярского края, почетный работник общего образования, агент в сфере образования по Красноярскому краю Федерального агентства стратегических инициатив, зафиксировал тезис, что прогрессирующее образовательное неравенство требует особой исследовательской повестки дня, так как не снимается обсуждаемым «стандартом условий». Необходимо обеспечить не ликвидацию, а управляемость образовательным неравенством.

Эксперт также акцентировал внимание участников конференции на проблематике достоверности оценивания образовательных результатов школьников, при оформлении «Инициативы ФГОС 4.0» этому важно уделить внимание.

Михаил Богуславский, член-корреспондент РАО, заведующий центром истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО, по итогам обсуждений зафиксировал, что эволюционная педагогика провозглашена, но единая терминология не определена, хоть суть «переодетых» терминов понятна, но важно четко определиться с традиционными определениями, переформатированными в новые.

Эксперт подчеркнул, что «Инициатива ФГОС 4.0» предоставляет уникальную возможность реализации разных, уже имеющихся разрозненных технологий и методик, но в комплексе, осознанно.

Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета, заметил, что в 2022 году появятся первые выпускники школы, прошедшие обучение по действующему ФГОС (2010–2012 гг.), соответственно, должна быть другая итоговая аттестация. Скорее всего, никаких изменений в оценивании образовательных результатов школьников не будет, а должна быть кардинально иная система оценивания. Поэтому, обсуждая «Инициативу ФГОС 4.0», важно удержать ее комплексность и найти ответы на массу практических вопросов.

Эксперт также подчеркнул, что в цифровой практике нет ни одного учителя, который работает только по учебнику. В силу общедоступности большого количества информации именно учитель несет изменения в содержании, а не учебник. По мнению Игоря Реморенко, тегирование контента и собирание цифровых следов – это неоправданная надежда. Никакое тегирование индивидуальный смысл, мотивацию, коммуникацию, не заменит. Это может быть эффективно тогда, когда человек не замечает, что его тегируют.

Эксперт Марина Ракова предложила сделать еще одну встречу, чтобы составить общее понимание, что есть платформа, что есть технологический смысл платформы, так как многие участники конференции путаются в новой «цифровой» терминологии и некорректно понимают её смысл. Образ платформы как «стола» обсуждалась для того, чтобы случилась персонализация каждого ребенка, для проявления каждого навыка и способности нужны огромные массивы данных. Для этого нужна серьезная, мощная платформа, с едиными стандартами.

Марина Ракова подчеркнула, что тегирование не является самоцелью, оно нужно не для подсчета количества шагов, сделанных учеником, а для скрытой аналитики, позволяющей давать сигналы учителю, например, о возникновении трудностей, дефицитов в обучении у конкретного ребенка.

По мнению Александра Адамского, научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика», в ходе публичного обсуждения «Инициативы ФГОС 4.0» стало понятно, что важен не только набор разных позиций, но и четкая аргументация этих позиций – убедительность. Вопрос о публичности дискуссии – это не вопрос понятности массам, это вопрос зоны ближайшего развития.

Эксперт заметил, что важность ценностей в ходе дискуссии проявила себя в полном масштабе, операциональность ценностей – существенно важна. Александр Адамский подчеркнул, что ключевым понятием обсуждения стала открытость ФГОС, а как это обеспечить – вопрос следующих дискуссий.

Александр Асмолов, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, в своем содержательном обобщении прозвучавших докладов конференции и состоявшихся дискуссий отметил, что «синяя птица» счастья видится людьми по-разному. Докладчики на конференции «подсвечивали» важные акценты по отношению к онтологиям «Инициативы ФГОС 4.0».

Эксперт отметил, что при всей важности «цифры» в современном мире нужно понимать, что она сама по себе не панацея для решения проблем в системе образования. Если ученик и учитель останется в объектном статусе – цифра не решит проблемы качества образования.

Александр Асмолов заметил, что и в науке, и в социальной практике бывают ситуации, когда инструмент опрокидывает методологию. Чисто «ЗУНовские» процедуры измерения в системе образования не позволяют строить цифровую, субъектную методологию образования будущего. Цифровая платформа – это тоже инструмент. Цифровая платформа обеспечивает персональную логистику образовательного процесса. И становящийся на сегодняшний день в системе образования инструмент – цифровая платформа – требует коренного изменения методологии образования.

Инструментальное понимание цифровой платформы в логике самодвижения, саморазвития человека задает одно из важных направлений формирования «Инициативы ФГОС 4.0».

В заключение Александр Адамский сообщил о начале формирования расширенной онтологии «Инициативы ФГОС 4.0». Возможно, будут дополнительные семинары по узким блокам инициативы.

Иван Трифонов