Статьи

Штурман персонального образования

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Сразу оговоримся. Базовые принципы тьюторского сопровождения – планирование будущего, проведение тьюториалов и сопровождение по индивидуальной образовательной траектории – лежат в основе работы всех рассмотренных тьюторских служб. По большому счету, консультирование учащихся – ведущий вид профессиональной деятельности российского тьютора. Поэтому ниже мы остановимся на наиболее любопытных реализациях тьюторства в школах, исходя из факторов организации, содержания и нейминга.

При более-менее едином понимании тьюторских функций (качественное индивидуальное сопровождение образования) в российских школах насущной остается проблема разделения ролей условного «классного руководителя» и тьютора, или, говоря другими словами, координации работы учебной группы (класса) и индивидуального сопровождения учащегося. Если смотреть еще шире, то вопрос освобождения тьютора от других педагогических обязанностей становится для образовательной организации ключевым. В рассмотренных школах он решается тремя способами:

  • Тьютор занимается исключительно вопросами индивидуального сопровождения, не привязан к конкретному классу, учебной группе: Павловская гимназия, Золотое сечение, А-статус, Международная гимназия Сколково, Фоксфорд.
  • Тьютор занимается исключительно своим функционалом, но в привязке к конкретной группе/классу координирует её/его учебную деятельность: Хорошкола, Новая школа, Новый взгляд, Макарун, Сверхновая и др.
  • Преподаватель или иной школьный сотрудник выполняет тьюторские функции сверх своих прямых профессиональных обязанностей: Летово, Лицей НИУ ВШЭ.

Наиболее распространена вторая организационная модель. Гипотетические причины этого – в относительной ясности администрирования деятельности тьюторской службы, её состава, общих задач.
Подавляющее большинство из рассмотренных нами тьюторских служб прямо называют своих сотрудников тьюторами. Однако есть любопытная тенденция в употреблении более осторожного нейминга. Так, в школе «Летово», Лицее НИУ ВШЭ тьюторов как таковых нет, но есть педагоги с тьюторскими функциями и своими интересными инструментами.
В «Летово» тьюторские функции осуществляют «наставники». В настоящий момент в школе больше ста наставников, которые реализуют индивидуальное сопровождение образования. Наставником может стать любой преподаватель школы, прошедший определенную подготовку (повышение квалификации по программам ПрЭсто). Обратиться к нему может любой учащийся параллели. Институт наставничества возглавляет руководитель, в его команде – 4 человека, координирующих работу наставников по параллелям обучения. Важно, что наставник занимается исключительно вопросами образования, вопросы социализации и воспитания (особенно для проживающих в кампусе школы учеников) решают «воспитатели». Наставника можно выбрать и перевыбрать, консультации с ним не регламентируются четким расписанием.

В Лицее НИУ ВШЭ на каждом направлении обучения есть своя команда кураторов. Каждый куратор координирует образовательную деятельность своей учебной группы, совмещая функции «классного руководителя», помощника руководителя направления и тьютора. Следует особенно отметить, что в Лицее нет ничего напоминающего тьюторскую службу или орган, аккумулирующий её функционал. Тьюторские практики вводятся на инициативных началах отдельными проектными командами. Их апробация не всегда системна, однако удачна и привлекательна своей продуктовостью.

Так, на футуритете (подростковой ступени Лицея НИУ ВШЭ) кураторы в течение всего учебного периода сопровождают учащихся в подготовке Программы дальнейшего образования, которую последние представляют на выбранных направлениях обучения в конце учебного года. Этапы этого сопровождения фиксируются в специальной электронной системе «23:59», каждый из них предполагает развернутую вербальную связь от куратора. В сжатом виде этапы кураторской работы на футуритете выглядят так: знакомство с мотивационным эссе – планирование на основе этого знакомства образовательных и культурных мероприятий – знакомство с учебной группой – индивидуальные консультации по целеполаганию и целедостижению – рефлексия после каждого значимого образовательного события – участие в оценивании программы дальнейшего образования.

Есть ряд разработанных сотрудниками Лицея инструментов, которые могут являться предметами групповых или индивидуальных консультаций. Среди первых особенно хочется выделить настольную игру по самоопределению «16:25». Она направлена на формирование навыков планирования будущего в краткосрочной и долгосрочной перспективах, умение распределять жизненные ресурсы, рефлексию приобретенного опыта. В Лицее проводятся командные соревнования по этой игре, ее берут в образовательные поездки, с нее начинают групповые консультации в подростковой школе. Среди вторых обращает на себя внимание такой инструмент как профессиограмма – схема-таблица, которую ученик заполняет, советуясь с куратором. Строго говоря, это схема договора с самим собой: планирование шагов на пути к достижению целей, распределение образовательных ресурсов, причем не только лицейских. В подростковой школе разработан рефлексивный дневник, в который девятиклассники записывают свои мысли по итогам Дней свободного обучения, а также маршрутная карта (а-ля чек-лист) Дня направлений. В настоящее время эти инструменты оцифрованы и интегрированы в систему «23:59».

Лицейские кураторы – важные сопровождающие Грантового Конкурса индивидуальных образовательных программ. Консультация с куратором каждого участника этого конкурса обязательна, её итоги куратор фиксирует в визе заявки конкурсанта.

В конце каждого учебного года кураторы проходят процедуру критериального оценивания лицеистами их работы и тоже получают развернутую вербальную обратную связь. Следует еще раз отметить, что при всей привлекательности отдельных тьюторских (кураторских) практик, их реализацию нельзя назвать системной. Вероятно, основная причина может заключаться как раз в том, что кураторство неизбежно воспринимается педагогами как дополнительная профессиональная опция, а не основная рабочая задача. И пусть, в зависимости от ступени обучения ребенка, у кураторов Лицея несколько различающийся функционал, объединяющим фактором остаются помощь в планировании образовательного будущего, сопровождение образовательных выездов и методическая работа в команде направления обучения.

В остальных рассмотренных школах тьютор прямо называется тьютором. Небольшие аккуратные лексические отступления от этого правила происходят только на ступени начального образования (куратор в Хорошколе, куратор-тьютор в "Сверхновой"). Кстати, тьюторство в начальной школе – достаточно редкое явление в частном секторе российского образования. С нашей точки зрение, этому есть две гипотетические причины:

  • Поскольку тьютор в классическом понимании этой должности во многом действует по образовательному запросу со стороны тьюторанта, в начальной школе его необходимость видится несколько нелогичной, потому что у младшего школьника не может быть запроса в силу возрастных особенностей.
  • Педагогическое сопровождение именно в начальной школе как правило представлено большим числом специалистов, чем на других ступенях: психологами, дефектологами, нейропсихологами, логопедами. Плюс держателем образовательной рамки класса и отдельного ребенка традиционно остается учитель начальных классов. Отметим также, что в массовой государственной школе тьюторами часто называют как раз тех, кто помогает учащимся с некоторыми особенностями развития и обучения. С одной стороны, за тьютором сохраняется семантика индивидуализации образовательного процесса, с другой стороны к ней добавляются другие специализированные оттенки (дефектологии, коррекционной педагогики).

Именно поэтому интересных описанных тьюторских практик в начальной школе найти не удалось.

По теоретическим материалам томских коллег, тьюторство в начальном звене возможно, но должно быть направлено на формирование образовательного запроса. В школе «Снегири» тьютор в началке сопровождает детей с особенностями развития. В «Хорошколе» куратор начальной школы помогает с выбором послеобеденных клубов по интересам.

В школе «Макарун» тьютор обеспечивает «результативность учебного процесса», находясь на каждом уроке со своей учебной группой, которую он сопровождает от первого до последнего класса. Тьютор в этой школе определяется как наставник, помощник и психолог.
В «Макаруне» есть свои общешкольные традиции и ритуалы (например, утренний обряд приветствия тьютором своих учеников), свои любопытные тьюторские продукты, которые может купить любой желающий: Дневник счастливого школьника, Паспорт большого человека, Маршрутный лист.
В зависимости от образовательной ступени, разделяют тьюторское сопровождение и в открывающейся в следующем учебном году школе «Новый взгляд». Так, в начальном звене нет тьюторского сопровождения – оно начинается с 5-го класса. Здесь планируется разделять позиции тьютора (образовательного консультанта) и куратора класса. В старшей школе этот дуэт трансформируется в трио: к тьютору и куратору добавляется карьерный консультант. Кадровый набор тьюторов планируется проводить из расчета «один тьютор на параллель» (примерно 42 тьюторанта на человека). Косвенно это может свидетельствовать также о необязательности тьюторских консультаций с каждым учащимся, ведь системно проводить тьюторскую работу при таком количестве может быть проблематично.

В среднем оптимальным количеством тьюторантов на одного тьютора в год считается 15-17 человек. Однако чаще всего, при совмещении тьюторских функций с координацией группы или класса, это число увеличивается до 25–28 человек («Хорошкола», «Новая Школа», Лицей НИУ ВШЭ, «Школа Будущего»). Тогда тьюторские практики подразумевают не только индивидуальное, но и групповое взаимодействие.

Так, интересным видятся практики калининградской «Школы Будущего», описанные в трех статьях «Вестей образования». Тьюторское сопровождение там начинается с перехода из 9-го в 10-й класс. До этого в подростковой школе – предпрофессиональные пробы, представление профессий, подготовка к выбору индивидуального учебного плана. С теми, кто выбрал старшую школу, в конце августа, накануне начала учебного года в течение 10 дней тьюторы встречаются на «Декаде погружения», включающей погружение в различные виды деятельности и профессиональные пробы. Фокус этого мероприятия – на командообразовании и профориентации. Тьюторы «Школа Будущего» специализируются по трем ключевым направлениям: сопровождении индивидуальной образовательной программы; поддержке проектной и научно-исследовательской деятельности; разработке индивидуальных адаптированных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Один тьютор может сопровождать до 15 человек – в противном случае сопровождение считается неэффективным.

В отличие от многих московских тьюторов, калининградские коллеги щедро делятся в печати своими наработками. Так, из опыта тьюторского сопровождения в Школе Будущего можно выделить следующее: общее для старшеклассников мероприятие «Декада погружения», на котором происходит знакомство с тьюторами и выдается рефлексивный дневник; технологии построения личного форсайта (долгосрочное планирование по аналогии с профессиограммой Лицея НИУ ВШЭ); тьюторское занятие «Профессиональное древо моей семьи»; серии семинаров под названием «Мое профессиональное будущее» на примере предприятий и организаций Калининградской области; образовательные выезды с заданиями «Карта впечатлений» (индивидуально) и «Квиз» (в группе). Калининградские тьютора также сопровождают летние социальные практики учащихся по окончании 10-го класса.
Сопровождение образовательных выездов – отдельная тьюторская задача во многих школах.
Так, есть готовые предложения выездов, к которым можно присоединиться (наиболее любопытный пример – образовательные выезды «Хорошколы», с возможностью выбора и конструирования поездки на сайте), есть и возможность самостоятельного проектирования школьниками (с тьюторской поддержкой) уникального образовательного путешествия (Лицей НИУ ВШЭ).

Групповые тьюторские практики в рассмотренных школах – наиболее отличные друг от друга, но по форме, а не по содержанию. От тимбилдинг-сессий, обсуждения произведений искусств до образовательных выездов и адаптационных лагерей. Выгоднее всего они смотрятся в тех школах, где отчетливее видна их образовательная концепция. Концепция отражается в названиях практик, которые подчинены определенной образовательной логике. В этом разрезе, например, кейс «Школы Будущего» показывает тьюторскую службу как отделение, которое помогает ребенку достичь заявленных самой школой (и регионом) образовательных результатов. А пример московской «Новой школы» демонстрирует успешность тьюторской службы с точек зрения менеджмента и пиара.

Тьюторская служба «Новой школы» – одна из самых знаменитых. Многие работавшие в ней тьюторы востребованы на рынке частных образовательных услуг, некоторые из них – авторы специальных курсов повышения тьюторской квалификации, руководители интересных самостоятельных тьюторских проектов.
С нашей точки зрения, привлекательность тьюторской службы «Новой школы», заключается в том, что коллеги «мастерски изобрели велосипед»: собрав команду инициативных и неравнодушных людей, они создали свою институцию – кентавра из образовательного консультирования и бизнес-коучинга.
Тьюторы «Новой школы» часто и системно проводят индивидуальные консультации с учащимися, начиная со средней школы. Частота этих консультаций небесспорна, как небесспорна и их обязательность, однако системность подхода – несомненно один из основополагающих факторов их успеха.

Следует осторожно оговориться, что успех этот преимущественно внешний. Внутренние процессы представлены благодарными отзывами детей на сайте, остальное держится в секрете с определенным ценником. Тьюторские практики «Новой школы» привлекательно продаются. Курсы повышения квалификации, тьюторское сопровождение внешней аудитории (онлайн и офлайн), просветительские мероприятия, учебные видеофильмы – все это является интересными продуктами для не только внутришкольного потребителя. Тьюторы «Новой школы» любопытно представлены в социальных сетях и профессиональном сообществе. Они поднимают интересные проблемные вопросы, активно участвуют в формировании тьюторского дискурса. В этом отношении практики менеджмента тьюторской службы точно нужно взять на вооружение.

Возвращаясь к основной тьюторской практике, тьюториалу, или проведению индивидуальных консультаций, следует отметить такую распространенную практику, как картирование. По большому счету, это буквальная визуализация того, что называется индивидуальным образовательным маршрутом. Шире – индивидуальной образовательной программой. Отметим, что в XVIII веке, в системах дворянского воспитания Западной Европы, индивидуальные образовательные программы воспитания (plans d'éducation) могли себе позволить лишь весьма состоятельные представители сословия. В этом отношении центральный и самый дорогой (с позиции интеллектуальной стоимости) образовательный продукт тьюторской службы – индивидуальная образовательная программа.

В тьюторской службе Step by step таким продуктом является индивидуальная стратегия развития. Чтобы ее разработать, коллеги проводят многоаспектную диагностику личности и исследуют образовательный контекст. Служба работает онлайн с детьми по всему миру и не привязана к какой-либо конкретной школе.

Кстати, чем больше онлайн-образования, тем большая потребность возникает в тьюторе. В Гимназии им. Е. Примакова существуют цифровые тьюторы, интересны программы тьюторского сопровождения онлайн-школы Фоксфорд. На один дистанционный час выходят работать по субботам тьюторы томской школы «Эврика-Развитие» (при основной очной работе – 7 часов в день с перерывом на обед).

Подводя итоги в этом блоке исследования, хотелось бы отметить, что такая практика, как оформление репортов, не встречалась в найденных описаниях и проведенных интервью. Совсем не удалось найти критерии успешной тьюторской работы, кроме фиксаций эмоциональной удовлетворенности тьюторантов.

Таким образом, на примере нескольких российских тьюторских служб можно сделать следующие промежуточные выводы:

  • Три кита, на которых стоят российские тьюторские практики, – индивидуальное консультирование, рефлексия, помощь в составлении индивидуальной образовательной программы.
  • То, каким образом тьюторская служба позиционирует себя вовне, во многом определяет лицо образовательной организации.
  • Отношение к тьюторству как педагогическому явлению до сих пор осторожное во многих школьных коллективах, что отчасти отражается и в названиях.
  • Выгоднее всего представлены те практики, которым сопутствуют конкретны тьюторские продукты.
  • В начальной школе тьюторское сопровождение практически не встречается.
  • Тьюторское сообщество остается несколько закрытым, элитарным.
  • Практически не представлено адекватных критериев качественной работы тьютора.
  • Тьютор в России – уникальный работник образования, прямых аналогов которому почти нет в мировой практике.

Опираясь на результаты исследования, команда «Сколки» разрабатывает свою концепцию тьюторского сопровождения и уже с сентября 2024 года реализует её в рамках модели инновационной школы. Больше о школе и её событиях можно узнать на официальном сайте.

Денис Подкопаев,

руководитель тьюторской службы ОАНО «Сколка»


Юлия Нижевенко,

менеджер учебного офиса ОАНО «Сколка»