Новости ФПГ

Развивающее обучение: пять секретов счастья и два мифа

«Главная задача образования – сделать человека счастливым», – убежден Алексей
Воронцов. В своем выступлении он рассказал о том, как можно достичь этой цели
средствами развивающего обучения.

Продуктивное счастье
Счастье – это глобальное, многоликое понятие. Первая его составляющая – это
«продуктивное счастье», когда качество обучения измеряется не отметками по
пресловутой пятибалльной шкале или довольно примитивными символами («звездочки»,
«зайчики», «снежинки»), а реальными результатами деятельности ребёнка. В детском саду
это всевозможные рисунки и поделки, а в начальной школе, работающей по системе Д.Б.
Эльконина–В.В. Давыдова, это решение нестандартных задач (примеры приведем ниже),
схемы, модели – словом, те открытия, которые дети осуществляют непосредственно в
школе. Эти открытия требуют особых мыслительных действий. Мышление – главный
ориентир в системе развивающего обучения, тот результат, который планируется
получить на выходе.

Коллективное счастье
Вторая составляющая – коллективное счастье.
«Особенность младшего школьника заключается в том, что он может действовать только в
коллективе сверстников», – считает Алексей Воронцов.
Но поскольку у разных детей разные стартовые возможности, то успех коллективной
деятельности зависит от способов ее организации. В традиционной школе это
фронтальная работа с целым классом, где на вопросы учителя отвечают, как правило,
самые сильные и способные ученики, которые окажутся в лидерах, а всем остальным
достанется роль пассивных слушателей и комплекс неполноценности в придачу. Если же
следовать методике развивающего обучения, то гораздо эффективнее складывается работа
в малых группах, где происходит взаимное обучение и совместный поиск ответов на
вопросы, и тогда каждый ребенок получает шанс проявить свои сильные стороны.

Счастье быть успешным
Только в этом случае возникает ситуация успеха – главный механизм учебной мотивации.
«Каждый ребёнок имеет свою ситуацию успеха, каждому нужно поймать свое счастье. А
что значит – поймать? А это значит – взять свою планку, как в прыжках в высоту», –
поясняет Алексей Воронцов. Но тут же предупреждает, что норма не может быть
одинаковой для всех, для каждого ребенка необходимо установить свою планку в
зависимости от стартовых возможностей.

Счастье выбирать
Ситуация выбора – еще одна важная составляющая счастья.
Если в традиционной школе чему, как и сколько учить, определяет педагог, он же контролирует и оценивает результаты ученика, то на выходе мы получим безвольного исполнителя, человека из толпы. Если же мы хотим воспитать самостоятельную творческую личность, способную проявлять инициативу и нести персональную ответственность за свои действия, то альтернатива – в развивающем обучении, которое дает ребенку возможность самостоятельно выбирать материал для изучения и контролировать свои действия.

Счастье думать
С первого класса дети решают абсолютно новые нестандартные задачи, не имеющие
однозначного ответа и благодаря этому развивающие мышление. Здесь не поможет метод
натаскивания, поскольку он рассчитан только на действия по шаблону, по образцу.
Какой может быть задача для учащихся по системе развивающего обучения?

Два мифа
Родители, выбравшие для своих детей систему развивающего обучения, должны разделять
установленные в ней принципы, ценности, нормы и правила и быть равноправными
союзниками и партнерами педагогов.

Те же, кто проповедует стереотипы мышления («советское образование – самое лучшее»;
«главное – получить знания, все остальное на втором-десятом месте», «образование на
всю жизнь») не найдут своего места в системе Эльконина-Давыдова.

Перечисленные стереотипы, помноженные на мифы о развивающем обучении, которые
бытуют в обществе, мешают им понять эту систему и приобщиться к ней вместе с детьми.
Один из таких мифов связан с тем, что в этой системе нет основной школы, все обучение
завершается после начальных классов.

На самом деле это не так, поскольку уже давно ученые разработали методики, учебники,
пособия для занятий в подростковой школе. Но поскольку это тема для особого разговора,
Алексей Воронцов подробно остановился только на так называемой «проблеме 5-го
класса». Как известно, с 5-го класса начинается обучение в основной школе, и этот
переход – такой же болезненный, как поступление в 1-й класс после детского сада.

«До тех пор, пока 5-й класс будет принадлежать основной школе, серьёзные проблемы
неизбежны. В этом классе происходит обобщение, систематизация опыта младшей
школы, поэтому его надо там и оставить. Этот критический период должен проживаться в
том возрасте, на который он рассчитан, тогда ребенок преодолеет все трудности и легче
адаптируется к следующему этапу обучения», – убежден Алексей Воронцов.

Второй миф пропагандирует идею о том, что в школах развивающего обучения
занимаются только развитием, при этом стандарт не выполняется, в итоге по окончании
начальной школы дети не умеют считать, писать, а значит, у них нет знаний.

Алексей Воронцов категорически опроверг это расхожее мнение. Так, мониторинг,
проведенный Министерством образования в 1998 году в 10% российских школ, показал,
что выпускники начальных классов, занимавшиеся по системе Эльконина–Давыдова, по
уровню знаний не только не уступают, а даже в ряде случаев превосходят своих
сверстников из обычных школ.