Новости "Эврики"

Проблема проектирования регуляторов содержания образования и представлений о результатах

Тезисы Романа Селюкова про «Инициативу ФГОС 4.0»

13 мая состоится онлайн-семинар, который проводит Институт проблем образовательной политики «Эврика». В семинаре примет участие Роман Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики “Эврика”».

Сама формулировка «Инициатива – Федеральный государственный образовательный стандарт 4.0» фиксирует точку напряжения. Экспертное сообщество и профессионально-педагогическая общественность видят необходимость в изменениях именно государственного регулятора в сфере образования. Это может означать, что:

а) назрела необходимость в демонополизации регулирования в сфере образования: в тройке образовательной политики – государство, общество, личность – назревает сдвиг, который наиболее остро обозначился в эпоху массового перехода в дистанционное образование в связи с необходимостью самоизоляции. Физический акт самоизоляции совпал (а, возможно, и смоделировал) с тенденцией автономизации человека (в том числе в образовании), становления человека в качестве образовательного института. И если общество пока достаточно аморфно проявляет свои амбиции на влияние на регуляторы образования, то уже достаточно большая масса родителей, детей, учащихся взрослых заявляют свои амбиции на регулирование собственного индивидуального образования;

б) существующая система регулирования образования не позволяет эффективно развиваться личности, обществу и государству. В обществе явно обозначилось обострение противоречия понимания общего образования как единого (для всех) и как целостного (для каждого). Полемика вокруг ФГОС-3 – лишнее тому подтверждение. Неготовность образования перейти в цифру, зафиксированная в марте 2020 года в условиях целевых ориентиров цифровой экономики – лишний тому сигнал (симптом).

в) полемика «образование для экономики или экономика на службе образования» доходит до своего содержательного дна: фактически дискуссия исчерпана. Излишняя технократичность в подходе к определению результатов образования – это фиксация на нормативном уровне совсем небесспорного тезиса, что только лишь выращивание интеллектуальной элиты позволит совершить прорыв в экономике. Мир и человек в современном мире противостоит большим и сложным вызовам, а это, в свою очередь, требует от современного человека более сложного и многообразного понимания картины мира (за деревьями видеть лес).

В этих условиях решение проблемы проектирования современных регуляторов содержания образования и фиксации современных требований к результатам образования вскрывает необходимость тектонических сдвигов в образовательной политике:

– институционализация (легализация) индивидуальных регуляторов образования в руках человека (индивидуальная образовательная программа и индивидуальный образовательный маршрут). А это становится возможным только в случае ухода от так и не преодоленного в существующих на сегодняшний день ФГОС уровней общего образования идеи «минимального содержания учебных предметов» (ведь и по сей день, как только публикуется кодификатор заданий ЕГЭ, учителя и ученики резко «забывают» и о созданных и утвержденных в школах ООП среднего общего образования, и об индивидуальных образовательных программах);

– поиск новых институциональных форм регулирования содержания образования. История развития такого регулирования у всех на глазах: от книги как источника знания (до петровских времен), от единых программ и единых учебников (до 1980-х), через многообразие обязательных программ и многообразие учебников в федеральном перечне (до 2004), через фиксацию вариативной части программы и вариативного набора учебной литературы (до 2010) к примерной образовательной программе и меняющейся обстановке на рынке учебников (до сего дня). Как не реформировали образование – регуляторы все те же: программа и учебник;

– поиск институциональных форм закрепления многообразия современных результатов образования («Большие идеи и большие вызовы»?, «Деятельность как содержание образования»? «Опыт и Компетенции?» и т.д.).

Нужно отметить, что на уровне дошкольного образования с введением понятия «целевой ориентир» как регулятора содержания образования мы все же совершили большой прорыв: педагоги дошкольного образования, оказавшись в ситуации доверия, начали профессионально расти, стал появляться коннект между различными научными школами, методическими службами и дошкольными образовательными организациями – как говорится: «глаза боятся, а руки делают». Необычным было (и пока остается) отсутствие фиксированного перечня образовательных результатов детей, но это не мешает, а помогает работать. Экзотично и архаично смотрится на этом фоне основная образовательная программа дошкольного образования детского сада, но тем не менее климат в дошкольном образовании стал более здоровым. В одном из зеленогорских (Красноярский край) детских садов в период самоизоляции воспитатели вечером детям рассказывают сказки через Zoom, а дети быстро засыпают. Никто ведь не издавал приказов про это, никто не фиксировал этого в ООП ДО, а позиция педагогов и доверие со стороны родителей уже точно есть.