Напомним, что педагоги школы начали создавать образовательные проекты и разрабатывать предметные, межпредметные и сетевые проектные задачи для своих учеников.
Семинар начался с лекции Александра Адамского, научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика», в которой он обратил внимание на одном из ключевых сюжетов проектной деятельности – на переходе от репродуктивного воспроизводства предъявленного образца к продуктивному образованию, т.е. к созданию продукта, к личному творчеству, знанию, способу решения задач, к самостоятельности и к выбору.
«Основная задача учителя заключается в том, чтобы строить образование не на долженствовании, а на мотивации ребенка, которая начинает формироваться в начальной школе», – считает эксперт.
Александр Адамский обратил внимание слушателей на необходимость иных способов оценивания результатов. Например, трудно устроить контрольную работу по умению учиться, но за умением учиться можно наблюдать в деятельности ребенка.
«Появляется необходимость в цифровой дидактике как инструмента персонализированного образования, как пространства смешивания различных видов деятельности в основном и дополнительном образовании», – уверен эксперт.
Затем педагоги представляли свои проекты, делая акцент на проблематику и задачи и моделируя проектную деятельность детей. Эксперты «Эврики» оценивали представленные продукты с точки зрения реализации в них принципа самостоятельного или произвольного действия ребенка, как он осуществляет выбор, как оценивает собственные действия и собственный результат.
Наибольший интерес вызвал проект «Умный город» Дениса Платонова, который уже запустил его в школе. Дети сначала заинтересовались моделированием домика из картона, а когда появилось много домиков, возникло желание сделать целый город с фонарями и с дорогами. Александр Адамский рекомендовал педагогам в качестве основной стратегии проекта выбрать направленность детей на фантазию и воображение, потому что через построение макета проще строить образ будущего.
Обсуждая проект Маргариты Белоусовой «Музей сказки», эксперты уточняли, как вообще может возникнуть проектный ход.
В проекте Нели Беляковой «Удивительные животные» отмечено, что «точка удивления» может быть хорошим толчком для мотивации.
Проект «Здоровый образ жизни» Ирины Володиной можно ориентировать на ситуацию в условиях дистанционного обучения.
Алексей Воронцов, генеральный директор Открытого института «Развивающее образование», рекомендовал педагогам обратить особое внимание на базовые характеристики проектной деятельности и на роль педагога в управлении самостоятельных действий ребенка.
Подводя итоги семинара, Адамский призвал учителей: «Не ограничивайте зону ближайшего развития детей собственными представлениями об их возможностях, пробуйте помещать детей на самую высокую планку технического замысла».
Людмила Боросгоева