Новости "Эврики"

«Не ограничивайте зону ближайшего развития детей собственными представлениями об их возможностях, пробуйте помещать детей на самую высокую планку технического замысла»

14 января 2021 года эксперты Института проблем образовательной политики «Эврика» провели третий семинар для педагогов московской школы № 1354 на тему «Формирование проектных компетенций учителей начальной школы, обеспечивающих современный образовательный процесс в соответствии с ФГОС общего образования».

Напомним, что педагоги школы начали создавать образовательные проекты и разрабатывать предметные, межпредметные и сетевые проектные задачи для своих учеников.

Семинар начался с лекции Александра Адамского, научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика», в которой он обратил внимание на одном из ключевых сюжетов проектной деятельности – на переходе от репродуктивного воспроизводства предъявленного образца к продуктивному образованию, т.е. к созданию продукта, к личному творчеству, знанию, способу решения задач, к самостоятельности и к выбору.

«Основная задача учителя заключается в том, чтобы строить образование не на долженствовании, а на мотивации ребенка, которая начинает формироваться в начальной школе», – считает эксперт.

Александр Адамский обратил внимание слушателей на необходимость иных способов оценивания результатов. Например, трудно устроить контрольную работу по умению учиться, но за умением учиться можно наблюдать в деятельности ребенка.

«Появляется необходимость в цифровой дидактике как инструмента персонализированного образования, как пространства смешивания различных видов деятельности в основном и дополнительном образовании», – уверен эксперт.

Затем педагоги представляли свои проекты, делая акцент на проблематику и задачи и моделируя проектную деятельность детей. Эксперты «Эврики» оценивали представленные продукты с точки зрения реализации в них принципа самостоятельного или произвольного действия ребенка, как он осуществляет выбор, как оценивает собственные действия и собственный результат.

Наибольший интерес вызвал проект «Умный город» Дениса Платонова, который уже запустил его в школе. Дети сначала заинтересовались моделированием домика из картона, а когда появилось много домиков, возникло желание сделать целый город с фонарями и с дорогами. Александр Адамский рекомендовал педагогам в качестве основной стратегии проекта выбрать направленность детей на фантазию и воображение, потому что через построение макета проще строить образ будущего.

Обсуждая проект Маргариты Белоусовой «Музей сказки», эксперты уточняли, как вообще может возникнуть проектный ход.

В проекте Нели Беляковой «Удивительные животные» отмечено, что «точка удивления» может быть хорошим толчком для мотивации.

Проект «Здоровый образ жизни» Ирины Володиной можно ориентировать на ситуацию в условиях дистанционного обучения.

Алексей Воронцов, генеральный директор Открытого института «Развивающее образование», рекомендовал педагогам обратить особое внимание на базовые характеристики проектной деятельности и на роль педагога в управлении самостоятельных действий ребенка.

Подводя итоги семинара, Адамский призвал учителей: «Не ограничивайте зону ближайшего развития детей собственными представлениями об их возможностях, пробуйте помещать детей на самую высокую планку технического замысла».

Людмила Боросгоева