События
Аналитика

«Модели организации разновозрастного взаимодействия в образовательной деятельности с дошкольниками»

Аналитический текст по результатам работы группы по дошкольному образованию «Модели организации разновозрастного взаимодействия в образовательной деятельности с дошкольниками» в рамках семинара «Введение в новую дошкольную жизнь» 30 января 2021 года.

На семинаре обсуждались вопросы разновозрастного взаимодействия детей дошкольного возраста в образовательном процессе.

Семинар открывала Анна Автушко, мама дошкольников, которые посещают Детский сад № 32 «Страна чудес» города Зеленогорска Красноярского края. Анна представила видение семьи смешанного образования дошкольников, которое включает как офлайн, так и онлайн-взаимодействие. Необходимо отметить, что Анна продемонстрировала абсолютно четкое понимание индивидуальных и возрастных различий вхождения в смешанное образование собственных детей, что стало отправной точкой к обсуждению вопросов разновозрастного взаимодействия в образовательном процессе.

В установочном сообщении Роман Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» отметил, что проблема разновозрастного взаимодействия на современном этапе имеет устойчивое отношение со стороны как профессионального педагогического сообщества, так и родительского сообщества. Зачастую фиксируются мнимые «минусы» разновозрастных групп в детском саду. Помимо того, что эти минусы мнимые, необходимо фиксировать очевидные плюсы разновозрастного взаимодействия в образовательном процессе в группе детского сада:
  • старшие дети подают пример младшим, помогают им;
  • младшим детям автоматически задается зона ближайшего развития;
  • старшим детям выпадает больше шансов разворачивать деятельность во внешнем плане, когда они взаимодействуют с младшими, что ведет к достижению системных эффектов, освоению новых способов деятельности.

Для педагогов разновозрастная группа – это профессиональный вызов, который приводит к профессиональному росту при условии самообразования и системного обучения. Педагог в разновозрастной группе держит фокус сразу трех-четырех возрастных групп детей, обеспечивает необходимые условия для развития детей разных возрастных групп.

Оксана Борисова, заместитель заведующего МБДОУ Детский сад № 12 «Звездочка» города Снежинска Челябинской области и Елена Непомнящая, старший воспитатель МБДОУ Детский сад № 32 «Страна чудес» города Зеленогорска Красноярского края, представили с разных позиций реализацию разновозрастного взаимодействия в дошкольной образовательной организации:
  • разновозрастные группы, с которыми педагог работает в рамках специальных технологий (Оксана Борисова представляла опыт системного внедрения Монтессори-педагогики в детском саду);
  • специальные форматы работы, объединяющие детей из разных моновозрастных групп детского сада (Елена Непомнящая представляла опыт реализации технологий «Choice Time», «Open Space» и модели смешанного образования в детском саду).

В дискуссиях, которые разворачивались после каждого сообщения участники работы группы уточняли важные детали:
  • все ли дети способны взаимодействовать с детьми разного возраста и любому ли ребенку показана разновозрастная группа в детском саду;
  • имеются ли специальные способы организации совместной деятельности детей разного возраста;
  • как отслеживаются индивидуальные достижения дошкольников в разновозрастных группах;
  • имеются ли особенности, которые необходимо учитывать при оплате труда воспитателей и узких специалистов в детском саду;
  • какие еще технологии и программы предполагают разновозрастный формат взаимодействия детей в группе детского сада.

Зафиксированные вопросы станут основанием для проектирования содержания семинара «Введение в новую дошкольную жизнь», который планируется провести в последнюю субботу февраля – 27 февраля 2021 года.

Иван Трифонов