События
Конференции и семинары

Человек как институт образования

Заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, президент Тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева стала инициатором дискуссии и выступила с основным докладом.

По ее мнению, индивидуальный подход применяется по отношению к ребенку в школе, детском саду, вузе, а принцип индивидуализации выводит нас на индивидуальную образовательную программу, которую можно реализовать за пределами той или иной организации при создании определенных условий. Главным из них является сопровождение ребенка квалифицированным взрослым.

«И вот тогда стали возникать разговоры о тьюторском сопровождении, и, когда мы вводили этот термин, Эдуард Днепров предлагал найти русский аналог, поскольку у нас в стране не любят иностранных слов, – рассказала Татьяна Ковалева. – Но мы не могли найти других аналогов, кроме “дядек” в Пушкинском лицее, и термин “тьютор” прижился. Более того, он получил нормативное закрепление в профстандарте тьютора, и сейчас в стране работает 18 магистратур, которые готовят по этой специальности. Они сопровождают процесс индивидуализации и индивидуальную образовательную программу, не толкая воспитанника, не забегая вперед, а создают среду и возможность анализировать его пробы и понимать, какой шаг для него будет наиболее продуктивным».

Нынешняя ситуация связана с рыночными стратегиями, вместе с которыми в жизнь вошел термин «персонализация». В учебниках по менеджменту и в методичках Сбербанка приведена таблица отличий индивидуализации и персонализации. Там указано, что индивидуализация подразумевает одинаковые цели для всех учащихся, применение разных дидактических подходов, учебная программа определяется учителем. А персонализация ставит разные цели перед разными учащимися.

По мнению члена Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александра Асмолова, персонализация включает в себя индивидуализацию, развитие личности как субъекта деятельности, поэтому искать различия между ними – это нонсенс.

«Я готов защищать дискурс персонализации как ценности развития личности, предлагая формулу “Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают”, - сказал Асмолов. - Я сделаю все, чтобы персонализация как ценностная форма развития личности стала мемом нашего образования».

Известный философ и культуролог Вадим Розин считает, что персонализация и индивидуализация – это разные понятия: в первом случае акцент делается на развитие личности, а во втором – на создание среды и условий для ее развития.

Завлабораторией прикладной методологии ККИПКиППРО (г. Красноярск) Геннадий Блинов связал оба термина с поисками смысла собственной деятельности в обучении.
Генеральный директор АНО «Центр развития результативного образования» Елена Булин-Соколова рассказала о том, что школа предоставляет ребенку возможность создать образовательный маршрут с учетом его жизненных личностных целей. И эти цели с ним надо обсуждать, чтобы ученик мог концентрировать усилия на учебной работе. Под цели выбираются содержание и средства обучения.
Четко сформулированные цели, по мнению Булин-Соколовой, позволяют ученикам, родителям, педагогам, администрации школы формировать общее видение ожидаемых результатов каждого ребенка и объединиться всем участникам образовательного процесса для их достижения.

«Если ребенок сам принимает решение, сам делает выбор – называется это индивидуализацией или персонализацией, не имеет первостепенного значения, – сказал Александр Адамский, завершая обсуждение. – Я вынашиваю идею человека как института образования, когда на ребенке, на семье концентрируются все финансовые, кадровые и другие ресурсы. И все способы педагогической поддержки строятся вокруг ребенка и его индивидуальной образовательной программы».