Новости "Эврики"

Наталья Шадрина: Индивидуальная образовательная программа ребенка становится единицей финансирования ФГОС

13 мая 2020 года прошел общероссийский экспертный сетевой онлайн-семинар «Содержание образования. Результаты. ФГОС 4.0».

Заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Наталья Шадрина считает, что содержание и финансовые условия должны быть синхронизированы.
Она отметила, что нужно зафиксировать принцип целостного финансово-экономического пространства, предполагающий единство методологии разработки финансовых нормативов реализации образовательных программ и создание равных условия для получения качественного образования. 

По мнению Шадриной, сегодня существует слишком большая дифференциация между регионами, муниципалитетами, школами в заработных платах, в абсолютной величине финансового норматива. «Ребенок становится заложником этой ситуации, – пояснила замдиректора, –  проживая в регионе, где слабо развита экономика, он фактически оказывается на обочине образования, потому что нет необходимых условий для реализации Стандарта».

Финансовые институты, считает Шадрина, должны быть сформированы под содержание, под способы его реализации и результаты. Актуальная ситуация такова, что финансовый норматив, который обеспечивает реализацию стандарта, рассчитывается исходя из стоимости учебного плана (количества часов по факту), а ФГОС 4.0 концептуально меняет подход к содержанию образования и результатам и для того, чтобы прописать, какие условия необходимы для реализации содержания в том контексте, как его обсуждают докладчики, мы должны точно знать, что является единицей образовательного процесса. Что будет элементом формулы расчета? Какова стоимость тех результатов, которые обозначили докладчики?

«Необходимо не просто придумать новую формулу, а концептуально изменить содержательное наполнение финансового норматива. Финансовый норматив должен быть рассчитан таким образом, чтобы он позволял ученику формировать свою индивидуальную образовательную программу, это означает, что он может выбирать из пула программ разных школ, а может быть и не только школ», – уверена Шадрина.

Кроме того, единицей финансирования реализации ФГОС становится индивидуальная образовательная программа ребенка, и подходы к разработке финансовых нормативов должны лежать в этой плоскости. 

Еще одна развилка – как финансировать школы. Финансовый норматив доводить до школы в виде обязательного обеспечения муниципального задания или до потребителя в виде сертификата, чтобы ученику предоставлена возможность выбирать, где он будет получать образование?

Следующая развилка – как финансировать сетевую форму реализации ООП.
Несмотря на то, что Закон об образовании РФ №273, ст. 15 регламентирует реализацию ООП в сетевой форме, нет финансовых механизмов и возможности получить задание на реализацию части образовательной программы. 

Замдиректора «Эврики» считает, что необходимо внести в федеральный перечень услуг большую детализацию, что позволит формировать государственное или муниципальное задание образовательным организациям в сетевой форме с использованием ресурсов нескольких организаций.

Еще одна развилка – это система оплаты труда. 

Важно сформировать единое видение того, за что платить учителю, в чем заключаются его новые трудовые функции, как нормативно и финансово поддержать новые форматы обучения. 

«Прозрачная и понятная система оплаты труда педагогических работников должна включать все виды работ, выполняемых педагогом, и учитывать сложность выполняемых задач», – считает Наталья Шадрина.

Материалы по семинару доступны по ссылке.

Предложения по ФГОС 4.0 принимаются в разделах тематических блоков Инициативы.