Кризис подросткового возраста не заметить нельзя – он громко заявляет о себе окружающим. О психологических особенностях подросткового возраста много писали Лев Выготский, Алексей Леонтьев, Даниил Эльконин, Феликс Михайлов и другие известные ученые, но как бы не различались их концепции, их объединяет общий тезис: на этапе перехода из одного возраста в другой у ребенка наступает неизбежный кризис отношений с миром.
Работать с подростком, который отвергает прежние способы общения и ищет новые – это особое искусство. Этому очень плохо учат в педагогических вузах. И учителя, сохраняя прежний способ взаимодействия, тем самым блокируют развитие подростка. Подросткам надо давать возможность попробовать себя в разных ситуациях.
В экспериментальной, исследовательской деятельности сначала делаешь, а потом узнаешь, а в традиционной педагогике – все наоборот.
Сегодняшняя ситуация отличается тем, что не только подростки, но даже дети младшего возраста массово используют современные технологии для общения с миром. Причем эти компетентности формируются у них без специального обучения, потому что они родились в среде, где взаимодействие с миром происходит за счет применения различных девайсов.
Потому что процесс образования – это не только освоение технологии, но и формирование компетентности взаимодействия с ИИ. Симбиоз человека и искусственного интеллекта – это реальная перспектива, поэтому компетентность взаимодействия с ИИ сейчас на повестке дня.
Ольга Дашковская
Институт «Эврика» при поддержке Фонда президентских грантов разрабатывает платформу «Навигатор для родителей и учителей», где публикуются тексты педагогов, психологов и других экспертов образования, а также видеозаписи лекций и презентации к ним.